Идея принадлежит народному депутату Украины, главе Полтавской «Просвіти» Николаю Кульчинскому, режиссеру Сергею Архипчуку и музыкальному продюсеру Александру Евтушенко. Начатый в прошлом году, фест преследует цель объединить вокруг себя интересные украинские рок- команды — хедлайнеров и начинающих, а также продолжить славные традиции известных рок-сейшенов 80-х — 90-х «Тарас Бульба» (Дубно) и «Рок-н-ролл Таврический» (Каховка). Потому что сегодня, по словам «отцов» фестиваля, «только «Рок-экзистенция» фиксирует состояние современной рок- культуры, но этого мало, ведь есть очень много очень интересной музыки в регионах, которая никак не освещается на всеукраинском уровне».
Место проведения и название не случайны и взаимосвязаны. Гетман Иван Мазепа — одна из выдающихся и трагических фигур в украинской истории. В то время как еще с XVIII века его имя предано анафеме Русской Православной Церковью и до сих пор проклинается в русских церквях, украинцы должны прославлять своего героя, пусть даже через рок. Рок, собственно, и является музыкой протеста. В этом году исполнится 295 годовщина Полтавской трагедии. Поэтому «Мазепа-фест ‘ 2004» является ответом современников на полтавские события.
Накануне произошел беспрецедентный случай — при продюсерстве Александра Евтушенко вышли диск и кассета, куда вошли лучшие композиции команд прошлого и настоящего фестивалей, ставшие одвновременно постскриптумом к «Мазепе-фест ‘ 2003» и прологом к «Мазепе-фест ‘ 2004».
Дизайн действа был решен художниками Олегом Тистолом и Николаем Маценко, известным в Украине и Западной Европе, на темы казацкой символики и древнеукраинской городской геральдики.
Начало и завершение двух фестивальных дней знаменовало мощное, громкое, напряженное, пророческое произведение «Гуцул» группы «Кому вниз», участника «Мазепа-фест ‘ 2003». Первыми выступали дебютанты — молодые полтавские группы «Смур», «Линк 218», «Крутые педали», «Квинтэссенция», «Контрабас», «Пинс»... И хотя, может, они не играли очень уж профессионально, зато наверстывали рвением и экстравагантностью. Те, которых открыли в прошлом году, а это — «Талисман», «Незвичний так отож», «Трансформер», «Бавовна», держались более уверенно. Особенно интересными были «Оn Line», «Трутни», «Нумер 482». Последние уже успели засветиться со своим дебютным клипом на канале М1. Появление группы «Вій» и демоничного Дмитрия Доброго Вечера все ожидали с нетерпением. Также особенно поразила днепропетровско-киевская команда «Сад», из которой получилась еще одна формация «Скарб» вместе с Карленом Мкртчаном. Полтавская публика — молодые люди от 15 и за двадцать, была благодарной. Она из чувства землячества изо всех сил поддерживала своих и из патриотических соображений — остальных исполнителей. Все ближе подходила к сцене, бралась за руки, шумела, хлопала, пела вместе с музыкантами, танцевала группами и парами на скамейках Певчего поля, обнималась, целовалась и держала контакт с ведущим-режиссером Сергеем Архипчуком, уверяя его, что разбирается в качественной музыке, поэтому слушает украинский рок. Он начинал, а она продолжала скандировать: «Украина. Полтава. «Мазепа-фест»! И вместе с Сергеем молодые полтавчане «выходили в прямой эфир», отвечая, почему слушают украинское, когда тот ходил меж рядов. А почему поют по украински, уже со сцены говорили сами музыканты. Беспокоили и дух старого гетмана. Чтобы тот услышал ее из небытия, молодежь подняла крик, демонстрируя, что в ее жилах бурлит казацкая кровь. Мог ли представить Иван Мазепа триста лет назад, что потомки так воодушевленно, громко, единодушно, будут скандировать его имя, да еще где — на рок-фестивале?!
Эти поколение-два чем-то похожи на мое, которое ездило по первым «Червоним рутам», «Оберегам», «Тарасам Бульбам», потому что жаждало своего. Так и они хотят качественной украинской музыкальной продукции, а не низкого уровня попсы, который доминирует в теле- и радиоэфирах. И вызвала переполох группа «Перкалаба» из Ивано-Франковска, или из Станислава, как парни сами представились. Они играли музыку с народным гуцульским фольком. Полтавчане всерьез заявили, что после «Диких танцев» Русланы о Гуцульщине знают почти все и «отрывались» от души. А по окончании первого дня несли домой магию гуцульских ритмов.
На следующий же сходились задолго до начала концерта и занимали места возле сцены. В этот вечер убедительными были «Димна суміш», «Арахнофобия», Оксана Выговская. Модерново звучали коломыйки «Очеретяного кота» из Винницы. По словам участницы группы Алины Лермы, коломыйки им поет дед Юрко из Косивщины, в гостях у которого они часто бывают. Так что их тексты — аутентичны, аранжировка же от «Кота». Роковой стала и Леся Горовая, которая вместе с гитаристом-виртуозом Юрком Товстоганом исполнила песни «Патриот» и «Тюрьма». Импровизации гитариста поражают неповторимостью, современным обыгрыванием, например, аркана. Сам музыкант признается, что заранее их не отрабатывает, а настроение исполнения зависит от энергетики зала. Далее продолжает: «В этом году энергетика публики мощнее, чем в прошлом. «Мазепа-фест ‘ 2004» напоминает первую «Червону руту» по атмосфере и духу, и Полтава, как тогда Черновцы, на время фестиваля становится бурным конгломератом, выплескивающим энергию. Молодые люди после выступления подходят ко мне и говорят: «Ты — классный», а я им в ответ: «Вы — тоже».
В завершение выступали хедлайнеры. Легендарный «Борщ», как всегда, стопроцентно владел публикой. Симпатия была настолько взаимной, что не хотели его отпускать, а «Борщ» не хотел идти со сцены, выступая снова и снова. Бурными аплодисментами приветствовали «Мертвого півня» и ваганта (средневековый путешествующий музыкант-бард) Виктора Морозова, которому дирекция фестиваля вручила символическую гетьманскую булаву за многолетнюю верность украинской культуре и за сотрудничество с разными поколениями музыкантов. А потом все вместе пели. Лемковскую народную песню полтавчане пели так естественно, будто в Полтаве их знают испоконвеков. В конце публика неистовствовала от «Гайдамаков». Композиции «Богуслав», «Полісся», «Висить ябко, висить»... И пришлось молодым людям спрыгнуть с лавок, потому что танцевать польки на них как- то неудобно...
Хотя «Мазепа-фест ‘ 2004» закончился, но оставил, убеждена, надолго яркие впечатления. Фестиваль утверждается и объединяет вокруг себя профессиональные команды. Он нужен украинской публике. Он жизненно необходим самим музыкантам — в этом они единодушны. «Мазепа-фест» — практически единственный роковый неформальный фестиваль в Украине для популярных команд и менее известных, — говорит лидер группы «Гайдамаки» Александр Ярмола. — Таких фестивалей недостает и музыкантам, и украинской публике. Потому что существует так называемый официозный шоу-бизнес, куда все начинающие хотят попасть, и где они становятся похожими друг на друга — ничего оригинального».
Я поинтересовалась впечатлениями о «Мазепа-фест» и его перспективе у зрителя и «отцов» фестиваля.
Владимир ЗАВАЛЬНЮК, режиссер-актер:
— Два дня я видел на сцене искренних, абсолютно преданных музыкантов, которые жили своей музыкой. Во время выступления «Трутней» у меня на глазах появились слезы. Я почувствовал, что в их музыке есть особая энергетика, своя правда. Здесь много молодых начинающих, которые очень стараются. Но мне все-таки интересно, почему они этим занимаются — ради популярности или это все же глубинная внутренняя потребность. И если это потребность, то из них будут люди.
Сергей АРХИПЧУК, режиссер, ведущий:
— Оценивать фестиваль очень сложно. Он начал меняться еще задолго до его проведения в этом году. Возрос интерес к нему самых разных людей, учреждений. Для меня самое ценное реноме «Мазепа-феста» — выступает ли он определенным мерилом, индикатором в украинской музыкальной культуре... Так было с «Червоной рутой» (я причастен к первой «Руте» в Черновцах) — для дирекции ее провести было важнее всех знаков отличия и лауреатства, которые могли они потом получить...
При всех замечаниях, пожеланиях, недоработках «Мазепа- фест» утвердился и теперь полноценно развивается. В этом году расширилась география исполнителей — Одесса, Днепропетровск, Киев, Гадяч, Ивано-Франковск, Херсон, Полтава... Хотя участие принимают и начинающие, однако от того у «Мазепа-фест» не занижена планка уровня претензий. Потому что где им, как не на таком фестивале, поиграть на профессиональной технике на большой сцене? И это трамплин для дальнейшего развития. Если у них сильные творческие мышцы, дальше будут развиваться и двигаться вперед.
Николай КУЛЬЧИНСКИЙ, исполнительный директор фестиваля:
— Этот фестиваль должен стать событием, если будем думать над всей многомерностью, связанной с его названием. В этом году «Мазепа-фест» — это, безусловно, ответ современного поколения на Полтавскую трагедию. Мы думали сделать трехдневный фестиваль, в первый день демонстрировать украинские фильмы: «Молитва за гетмана Мазепу» Юрия Ильенко, «Мамай» Олеся Санина, «Белая птица с черной отметиной», «Пропавшая грамота», «Тени забытых предков» с Иваном Миколайчуком, «Аничка», «Горы дымят», «Кармелюк» с Иваном Гаврилюком... Это перспектива. А пока наши музыканты два дня играли хороший рок. Почему рок? Речь идет о том, что современная жизнь стала сложной, напряженной и даже трагической, она лишена многих ценностей, которые были в XIX веке, в начале XX. А в роке это все есть — трагизм, напряжение... Эта музыка дает ощущение свободы и поднимает дух. А кроме того, в Полтаве рок-музыкантов очень много, как ни в одном другом украинском городе. Я думал, почему так? Да потому, что здесь сердцевина Гетьманщины.
«Мазепа-фест» может стать такой притягательной силой для всех украинцев.