Сегодня в Си-Айленде (штат Джорджия, США) начинается встреча лидеров «восьмерки», во время которой должна состояться первая официальная презентация американского проекта «Великий Ближний Восток». Идея реформирования ближневосточных стран возникла как часть широкой программы американской администрации по борьбе с терроризмом. Ссылка Буша на особую американскую миссию — распространение свободы и демократии по всему миру — не является чем-то новым. Свою новую ближневосточную доктрину он сравнил с «Четырнадцатью пунктами» Вудро Вильсона и «Четырьмя свободами» Франклина Д. Рузвельта.
Американский проект демократизации Ближнего Востока, в частности, декларирует необходимость проведения демократических реформ, защиты прав человека, модернизации системы образования, ограничения влияния исламских фундаменталистов, усиления роли женщины в арабских обществах, а также внедрения экономической либерализации для борьбы с отсталостью, порождающей терроризм. Впрочем, некоторые аналитики оценивают проект «реконструкции» Ближнего Востока как форму обеспечения политических и экономических интересов США и Израиля в регионе. Впервые президент США Дж. Буш концептуально наметил план реконструкции Ближнего Востока в своем выступлении 6 ноября прошлого года в Национальном фонде демократии (НФД). По его словам, оккупация Ирака должна стать только первым этапом борьбы США за победу демократии на Ближнем Востоке. Предыдущий проект американской инициативы «реконструкции» Ближнего Востока был обнародован в феврале этого года и разослан госдепартаментом США членам «большой семерки». Сразу после этого документ стали живо обсуждать, особенно в арабских странах. Примечательно, что даже ближайшие партнеры США среди арабских стран выступили против инициативы Вашингтона. На недавнем саммите в Тунисе арабским лидерам не удалось прийти к полному согласию относительно путей демократизации своих обществ, однако в одном они были единодушны — демократизация в арабских странах должна осуществляться как внутренний органичный процесс, а не по американскому сценарию. Большинство арабских стран, среди которых есть даже ближайшие партнеры США, рассматривают американский план как попытку вмешательства во внутренние дела стран региона.
Что касается идеи демократического реформирования Ближнего Востока, европейские страны занимают позицию, несколько отличающуюся от американской. Европейские страны, в частности Франция, считают, что нельзя искусственно объединять в рамках «Великого Ближнего Востока» такие разные страны, как Афганистан, Пакистан, страны Персидского залива и Арабского Магриба. В процессе предварительного обсуждения американской инициативы на разных уровнях на протяжении прошлых месяцев Вашингтон был вынужден постоянно корректировать свой проект, прислушиваясь к голосам как арабских, так и европейских лидеров. В последней редакции американский документ получил новое название — «Партнерство ради прогресса и общего будущего с регионом Ближнего Востока и Северной Африки». В отличие от первого варианта, на сегодня соответствующий проект заявления «большой восьмерки» включает положение о необходимости урегулирования арабо-израильского конфликта в качестве «основного стратегического приоритета». По требованию европейцев Вашингтон также вычеркнул из проекта документа положение об учреждении специальных структур для финансирования реализации реформ в ближневосточном регионе.
Хотя проект «Великого Ближнего Востока» (кроме Афганистана, Пакистана, Ирана, Израиля и Турции) включает 22 арабские страны, однако для участия в работе саммита «большой восьмерки» пригласили только лидеров восьми арабских стран, включая нового президента Ирака Гази аль-Явера. Как стало известно, лидеры Египта, Туниса, Саудовской Аравии, Марокко и Кувейта отказались от такой чести.
В работе саммита принимает участие премьер-министр Турции Р. Эрдоган, который, в частности, отметил, что Турция не может быть объектом реформирования в рамках предложенного американского проекта и она не собирается выступать в роли примера для остальных ближневосточных стран, на чем настаивают американцы. Анкара выступает за скорейшую эвакуацию американских и британских войск из Ирака и полную передачу власти в руки иракского правительства. Несмотря на союзнические отношения с США в рамках НАТО, нынешнее турецкое правительство квалифицирует пребывание американских войск в Ираке как оккупацию. Впрочем, это практически признал и сам Дж. Буш в недавнем интервью французскому журналу Paris Match, заявив, что на месте иракцев он вел бы себя точно так же — «не мог бы примириться с оккупацией своей страны и боролся бы за суверенитет родины».
События в Ираке и вокруг него в течение последнего года ярко демонстрируют, что однополярное мировое устройство неестественно и потому не имеет перспективы.
Межцивилизационные противоречия должны устраняться в рамках взаимодействия, проведения открытого, равноправного и беспристрастного диалога. Во-первых, в мире нет абсолютно безупречных цивилизационных ценностей. Во-вторых, цивилизационные ценности постоянно пребывают в состоянии определенной трансформации и самоусовершенствования. Что было приемлемым вчера, утрачивает свою ценность сегодня. В-третьих, цивилизационные ценности не универсальны для всех народов в одинаковой степени. Если западные ценности в известной степени пригодны, скажем, для Украины, как европейского государства, то это не означает, что они приемлемы и для ближневосточных государств, имеющих свои собственные, взлелеянные тысячелетиями цивилизационного развития ценности. Сложно предсказать последствия механического перенесения западных ценностей на ближневосточную цивилизационную почву. Взаимодействие между цивилизациями может успешно осуществляться только на основах взаимообогащения. Естественно, Ближний Восток нуждается в реформировании, и об этом заявляют сами лидеры этого региона. Однако больше всего нуждаются в реформировании отношения между Западом и Ближним Востоком. Эти отношения должны стать равноправными, взаимовыгодными, без двойных стандартов. Если Запад намерен играть важную роль в реформировании Ближнего Востока, то он мог бы это сделать демонстрацией позитивного примера.