Один из результатов Иракской войны — это очередное разоблачение фальшивого разделения между «цивилизованными» и «варварскими» нациями. Соединенные Штаты кажутся также способными на варварство, как и любая другая страна, как показали издевательства в тюрьме Абу Грейб. Большую часть времени варварство в Ираке проходит незамеченным, например, когда американские танки проносятся по соседствующим с Ираком территориям и убивают десятки невинных под видом борьбы с «повстанцами». Но варварство проявляется во многих местах, как показала ужасающая казнь американского заложника.
Каждое общество при определенных условиях является уязвимым к тому, чтобы опуститься до варварства. Многие историки утверждали, что немецкое общество при Гитлере было так или иначе уникально злым. Это неправильно. Германия была дестабилизирована поражением в Первой мировой войне, установлением сурового мира в 1919 г., гиперинфляцией в 1920-х гг. и Великой Депрессией 1930-х гг., но в других отношениях не была уникально варварской. Напротив, в начале двадцатого столетия Германия была одной из самых богатых стран мира с завидно высоким уровнем образования и научного мастерства. Ханна Арендт была ближе к правде, когда она написала о «банальности зла», а не о его уникальности.
Ненависть и насилие против «других», казалось бы, проявляется наиболее мощно как результат страха: они — реакции выживания. Впадание в варварство обычно происходит во время экономического кризиса или когда локализованное насилие уже вспыхнуло. Страх заставляет одну группу сплотиться для того, чтобы защитить себя, возможно, нападая на конкурирующую группу.
Эта модель была очевидной в Югославских войнах 1990-х гг., где этнические сообщества, которые сосуществовали более или менее мирно, впутались в гражданскую войну во время глубокого экономического кризиса. Точно так же и израильтяне, и палестинцы занимались варварскими действиями в трагической взаимосвязи взаимного страха, который наделяет властью экстремистов обеих стран. Ни одна из сторон израильско- палестинской катастрофы не добилась славы. Но Израиль со своей значительно более сильной армией мог и должен был принять более мудрые политические решения, чем оккупация Западного Берега с его поселенцами.
Реакция американцев на сцены мучений в Абу Грейбе, за которыми последовало обезглавливание американского заложника Николаса Берга, ясно показывает путь к варварству в стране, которая считается цивилизованной. В мае 2004 г. газета «Нью-Йорк Таймс» провела опрос читателей города Освего в штате Иллинойс в центре Соединенных Штатов. Один пенсионер — бывший бизнесмен сказал: «Давайте убьем их всех. Давайте сотрем их с лица земли». Нацистский лидер сказал бы точно также.
Водитель машины технической помощи сказал, что обезглавливание «только подтверждает то, что я думал раньше. Мы не достаточно жестки. Мы должны сразу нападать на наших врагов и не отступать до тех пор, пока не добьемся успеха». Третья опрашиваемая сказала что-то вроде этого. «Издевательства над заключенными, которые я, конечно же, не одобряю, вызвали столько гнева, но это намного хуже», — сказала она, ссылаясь на убийство Берга. «Это говорит мне о том, что мы не можем позволить этому злу пустить корни. Мы должны бороться с ним решительно прямо сейчас, иначе мы никогда не сможем искоренить его».
Варварское мышление приходит легко, и сторонники правого крыла разжигают пыл, как например, сказал в своей радиопередаче Руш Лимбау: «Это они извращены. Это они опасны. Это они недочеловеки. Это они отбросы общества, а не Соединенные Штаты Америки и не наши солдаты и тюремные охранники».
Я не говорю, что Соединенные Штаты более развращены, чем другие страны. Я говорю, что человеческое общество даже в двадцать первом веке способно опуститься до варварского мышления и действий, независимо от уровня своего «развития».
Идея о том, что какая-то нация является превосходящей в духовном отношении, или что она была избрана богом в качестве лидера наций, является опасной. Как только мы признаем, насколько уязвим весь мир к такому виду впадания в насилие, важность международного права и таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций, возрастет. ООН успешно противостояла мощному давлению Соединенных Штатов, направленному на то, чтобы заставить ее смотреть на войну с Ираком сквозь пальцы, несмотря на многочисленные заявления Соединенных Штатов, которые, как теперь известно, оказались ложными, о том, что Ирак владел оружием массового уничтожения. Политика ООН оказалась правильной. А американская политика потерпела неудачу.
События в Абу Грейбе подчеркивают, почему международные правила, такие как Женевская Конвенция об обращении с пленными, являются настолько жизненно важными. Поставив себя выше закона, Америка позволила себе поддаться варварскому поведению. Подобным образом эти события доказывают, почему новый Международный Уголовный Суд (МУС) является жизненно важным. Соединенные Штаты сильно сопротивлялись юрисдикции МУС, но издевательства американцев в Абу Граиб показывают, почему на Соединенные Штаты должно распространяться международное право.
Возможно, этот урок — необходимость даже для самой мощной страны подчиняться международному праву — будет единственной пользой, извлеченной из бедственной во всех других отношениях войны, которую развязали Соединенные Штаты в Ираке. Если этот урок будет усвоен, мир станет намного безопаснее. Сама Америка станет безопаснее. Потому что в будущем, возможно, США не станут развязывать спираль насилия, разжигаемого своими собственными безрассудными страхами и непониманием мира.
Джеффри Д. САКС — профессор экономики и директор Института Земли в Колумбийском Университете (США)