Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Чеченский кошмар» Кремля

2 июня, 2004 - 00:00

После трагической смерти президента Чечни Ахмата Кадырова Кремль «ломает голову» над именем его преемника на следующих выборах, которые состоятся 29 августа. Легкой победы ему в любом случае не видать: в предвыборную борьбу уже вступили авторитетные в республике лидеры, а в это время Шамиль Басаев назвал «всех путиных и ельциных, и их ставленников» своими следующими жертвами.

Терроризм является головной болью, пожалуй, всех современных империй. И если всемогущие США вместе со своей многочисленной армией вот уже три года пытаются найти корни террора в Средней Азии, то в России источник опасности находится прямо на ее территории. Вот уже десять лет Российская Федерация пытается найти формулу сосуществования с маленькой, но очень гордой кавказской республикой — Чечней. В истории этого затянувшегося конфликта встречаются самые разнообразные попытки Москвы усмирить непокорную автономию: начиная с многочисленных мирных переговоров и заканчивая бомбежкой столицы республики Грозного и военных антитеррористических операций. Однако точно так же, как американцы не могут найти неуловимого Осамы бен Ладена, Россия никак не может усмирить вольнолюбивых горцев.

Уже совсем недавно, во время казалось бы мирной демонстрации 9 мая, Чечня вновь напомнила президенту Путину о своем существовании. Как известно, в результате теракта на стадионе в Грозном был убит президент республики Ахмат Кадыров. Напомним, что г-н Кадыров был избран на этот пост всего полгода назад. Интересно, что, оставаясь ставленником Кремля, он все-таки являлся компромиссной фигурой для местного населения и федерального центра, обеспечивая таким образом минимальную стабильность. Однако, как оказалось, эта стабильность интересовала кого угодно, кроме террористов во главе с «непотопляемым» Шамилем Басаевым, который, по сведениям российских спецслужб, и стоит за организацией убийства чеченского президента.

Так или иначе, теракт внес серьезную смуту в политическую жизнь республики. Разговоры о возможном преемнике сопровождались угрозами террористов организовать будущему президенту не менее страшную смерть. На фоне этих слухов некоторые российские политики даже поговаривали о возможном решении Владимира Путина о введении своего прямого правления в Чечне. Однако сам Путин заявлял лишь об одном «единственно правильном» пути решения этой проблемы — с помощью повторных выборов. В результате 25 мая чеченские СМИ опубликовали постановление республиканского избиркома о назначении на 29 августа досрочных президентских выборов. Как сообщил секретарь избиркома Чечни Эли Вахитов, принимать заявления от претендентов на президентский пост избирком будет до 14 июня, а затем начнется процесс регистрации кандидатов, который продлится до 14 июля. А это означает, что уже с этого дня потенциальные кандидаты в президенты Чечни могут подавать заявления в избирательную комиссию и начинать агитационную кампанию.

Имена трех претендентов на президентское кресло уже известны: это бывший глава минпечати Чечни, а ныне безработный Бислан Гантамиров, заместитель полпреда президента в Южном федеральном округе Саид Пешхоев и министр внутренних дел Чечни Алу Алханов. На последнего, по некоторым данным, сделал ставку сын покойного президента Рамзан Кадыров. Кстати, ситуация с сыном покойного Ахмата Кадырова Рамзаном сложилась довольно-таки интересная. Сразу после смерти отца все чеченские СМИ распространили его заявления о том, что «он начинает свою войну с ваххабизмом и терроризмом» и о том, что «он продолжит дело отца». Многие уже тогда поспешили спрогнозировать избрание сына на должность покойного отца. При этом сам господин Кадыров-младший, который после гибели президента Чечни был назначен первым вице-премьером правительства республики, как оказалось, не имеет права участвовать в выборах: согласно чеченской Конституции, президентом может быть избран гражданин России не моложе 30 лет, а Рамзану Кадырову всего 27.

Теперь Кремлю предстоит сделать ставку на одного из кандидатов, который должен одновременно наладить мирную жизнь в республике и остаться верным федеральному центру. Ведь у россиян уже есть горький опыт избрания таких «местных» президентов, как Доку Завгаев или Аслан Масхадов, которые уже через год после своего избрания вновь начинали поддерживать в республике сепаратистские настроения, разжигая при этом новые конфликты. С другой стороны, не устраивает Москву и вариант «послушного президента», которого можно было бы просто «спустить сверху». Ведь в таком случае стабильности в регионе не сможет гарантировать просто никто, а жизнь самого президента будет все время в опасности из-за тех же самых терактов, которые «завершили карьеру» Ахмата Кадырова. В этом трудном вопросе Кремль пока выдерживает паузу, хотя, исходя из правил электоральных гонок, будущему кандидату уже стоило бы разворачивать свою предвыборную деятельность.

Так или иначе, с поддержкой федерального центра у главного кандидата появится серьезная база для роста рейтинга. Ведь его выдвижение будет происходить на фоне недавнего посмертного обвинения двух убитых полевых командиров в организации терактов 9 мая. При этом, несмотря на присутствие явных «темных мест» в официальной версии причастности двух боевиков, чеченцы уже поверили, что мир в автономии возможен только после победы над террористами и боевиками.

На этом фоне 13 мая сайт чеченских сепаратистов «Кавказ-центр», которым руководит не кто иной, как Шамиль Басаев, разместила письмо «моджахедов и амиров Урус-Мартановского сектора ВС ЧРИ и исламского полка», подписанное многими легендарными лидерами чеченского сопротивления, в котором боевики «возмущались» тем, что правительства различных стран и международные организации «выступили с осуждением акции по физической ликвидации... Ахмата Кадырова». «Мы также заявляем, что все военные преступники России, начиная с ельциных и путиных и кончая будановыми и ульманами, а также оккупационное руководство в Чечне по всем божеским и международным законам в условиях войны между двумя государствами являются нашими легитимными целями». Судя по всему, чеченская проблема еще далека от своего решения и федеральному центру еще придется здорово «поломать голову», решая вопрос гибели десятков российских граждан в маленькой республике в «мирное» время.

Владимир БОНДАРЕНКО, политолог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ