Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мозаика в тени «Черного человека»

На Жеглова продолжают нападать вандалы
26 мая, 2004 - 00:00

Строительный бум, реконструкции дорог, площадей, вокзалов стали приметой времени не только в столице нашей Родины — Киеве, но и во многих городах страны. При этом повсюду наблюдается стремление сделать центральную часть города своеобразной визитной карточкой. Далеко не всегда такая «визитка» отличается ясностью образного ряда и лаконичностью выразительных средств. Как правило, она перегружена разнородными символами, из-за чего второстепенные детали выпячиваются на передний план, а главное остается в тени. Под прицелом реконструкции на ударных стройках муляжей исторических памятников разрушаются подлинные памятники истории и культуры. Прекрасный лик древнего Киева все больше скрывается за вычурной, бездушной маской. Реконструкции с прицелом создать НЕЧТО грандиозное воплощаются в мутациях монументальной гигантомании, олицетворяющих НИЧТО. Наверное, поэтому почти в каждом городе есть свой «майдан Незалежности». С другим названием, но с той же монументальной и архитектурной какофонией. Как, например, «Место встречи» в центре Мариуполя, где по инициативе городских властей в неравном поединке сошлись произведение искусства и образец современной массовой культуры. Вначале вместо Гамлета на пьедестал поставили Жеглова, теперь этот памятник словно соревнуется с мозаикой. Памятник искусства, каковых в городе не так уж много, — мозаичное панно работы украинского художника Виктора Арнаутова, украшающее стену Дома связи, — требует реставрации. Бросается в глаза и обшарпанный вид здания, нуждающегося в ремонте. Но, как видно, руки не доходят, средств не хватает. Виктор Арнаутов — известный художник, ученик Сикейроса. У Дома связи можно было бы проводить экскурсии для туристов по маршруту «Мозаики Мариуполя». Но вряд ли это будет теперь возможным. Вплотную к Дому связи построено сооружение, весьма напоминающее НЛО. Вход в «летающую тарелку» облицован темным мрамором. Возможно, задуманное в стиле черного юмора «Место встречи» не случайно с виду напоминает траурный зал. В действительности же это... ресторан. Рядом стоит памятник В.Высоцкому в образе Жеглова с пистолетом в руке. Притчей во языцех стали налеты посетителей увеселительных заведений на монумент, который уже дважды был обезоружен. Кроме того, подвыпившие хулиганы пытались снять с Жеглова шляпу и прихватить с собой один из декоративных фонарей, освещающих площадь. Последняя попытка «завладеть оружием» для кого-то завершилась безрезультатно, если не считать обретения своеобразного «соавторства». Анонимный «художник» поменял Жеглову прицел, и пистолет, дуло которого было опущено вниз, теперь направлен в упор на всякого, кто подходит к памятнику. Впрочем, реконструкция прицела не за горами. Ресторан переходит на летнее обслуживание клиентов под открытым небом. Столики под грибками зонтов расставлены вокруг Жеглова. Потешать подвыпившую публику черным юмором от черного человека наподобие: «Господа, хорошо сидите, а теперь прошу следовать за мной!» — наверняка не входит в планы владельцев ресторана. Теперь абсолютно ясно, почему Гамлет не вписался в «визитную карточку» города. Судя по всему, мозаичное панно Арнаутова пытаются отодвинуть в тень «Черного человека» с пистолетом и «летающей тарелки». Однако рано или поздно придет время понимания настоящих культурных ценностей, и тогда наступит реконструкция. Лишь бы не оказалось слишком поздно.

Галина АЛЕКСАНДРОВА Мариуполь. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ