Может, киевские цветоводческие выставки пока невелики по площади, однако пользуются стабильным спросом: иногда на третий-четвертый выставочный день нечем торговать! Для самих участников — это в первую очередь обмен опытом и возможность ознакомиться с современными технологиями: на наш рынок пришли самые известные западные фирмы, представляющие цветочное оборудование.
Со временем покупка цветов «на скорую руку» в подземных переходах изживет себя, полагают специалисты. «Цветок — это праздник, и к нему следует чувствовать вкус», — считает президент украинских цветоводов Ирина Слободянюк. По ее мнению, украинцы сегодняшние это уже осознали.
Недавно известный актер Богдан Ступка, будучи гостем «Дня», рассказал забавный эпизод. На съемках фильма, проходивших в российской глубинке, возле ОДНОГО-ЕДИНСТВЕННОГО дома в деревне он заприметил роскошный цветник. Разговорился с хозяйкой. Та оказалась уроженкой Украины.
Многие эксперты (философы, этнографы и т. д.) часто подчеркивают эту особенность нации: на каких бы «выселках» ни оказался украинец, каким бы неприглядным ни был его быт, однако перед окнами обязательно раскинется палисадник...
Говорят, во времена Советского Союза цветы из Украины возили в братские республики. И пользовались они, благодаря своему качеству, заслуженной популярностью. Вполне логично предположить, что на эту отрасль следовало бы обратить внимание и в наши дни...
Честно говоря, из-за довольно скромной — всего 900 кв. м. — площади международной специализированной выставки «Индустрия цветоводства и овощеводства» (на фото), открывшейся вчера в Киеве, возникла навязчивая мысль: с «индустрией» — в прямом понимании этого слова — пока не сложилось. Собственно, президент Союза украинских цветоводов Ирина Слободянюк (в первую очередь причастная к устроительству этого мероприятия и ставшего уже традиционным для весны и лета фестиваля цветов) незаполненность или же достаточную однобокость цветочного рынка отрицать и не пытается. Не пришло, к примеру, еще понимание о том, что следует определиться со специализацией, как это происходит в западных странах. То есть выбрать для выращивания одну-две культуры, однако стать лучшим в этом направлении. Вместо этого большинство делает ставку на традиционные розы и герберы. Проблема и с селекцией. Данный процесс, как известно, — это десятилетия труда: к примеру, одной известной в мире селекционной фирме через два года будет... сто лет.
Были хорошие традиции в советский период, были собственные мэтры цветочной отрасли, но все это практически упущено, говорит И. Слободянюк. В принципе, многие сорта имеет смысл импортировать из других стран. Однако, к примеру, не так давно цветоводы сетовали на таможенные неурядицы: «законсервированные» машины с цветочной продукцией могли ожидать своей очереди по нескольку дней, вследствие чего многие растения погибали без полива и надлежащего ухода. Два-три года тому назад удивляли цветоводов другие нововведения в таможенном законодательстве: пошлины на семена почему-то приравняли к пошлинам на пшеницу. И это при том, что второе завозится тоннами, а килограмма первого достаточно, чтобы, образно говоря, засадить цветами всю Украину.
Однако за прошлый год к 50-ти гектарам, занятых украинскими фирмами под цветоводческую продукцию, прибавилось еще восемь: это не так уж мало, предупреждают скептический вопрос специалисты. О рентабельности цветочного хозяйства говорит, по мнению И Слободянюк, и то, что, вопреки слабому государственному вниманию, в Украине уже существует с десяток крупных цветочных предприятий, которые позволяют себе прибавлять к имеющимся «посевным» площадям по гектару-полтора в год. О наличии у них современного оборудования и новейших технологий речь в данном случае не идет: само собой разумеющаяся вещь для серьезных цветоводческих фирм. Как и возможность отправлять своих агрономов на семинары, к примеру, в Голландию. «В Европе существует мода на цветы: соответственно, тенденции постоянно меняются. Для того, чтобы стать преуспевающей отраслью, Украине надо следить за этим и выращивать актуальные сорта: это будет показателем», — говорит И. Слободянюк. На вопрос о перспективе и необходимости поддержки отрасли на государственном уровне специалист ответила, снова-таки, вопросом: «Вы хотите, чтобы все так быстро у нас получилось?». Стоит напомнить, что свои предложения по развитию весьма перспективной (естественно, — и об этом свидетельствует опыт западных стран, — для государства в целом) отрасли украинские цветоводы сформулировали еще года два тому назад... Но «зарубежное» внимание к Украине эксперт оценивает крайне положительно: понятно, что именно из- за незаполненности рынка.
Овощеводческие фирмы (речь о предприятиях, выращивающих овощи в защищенном, закрытом грунте) нынче пребывают в куда менее благодушном настроении. Теплица, современные системы полива и т. д., понятное дело, увеличивают урожайность. Однако при нынешних условиях для сферы окупаемость новых теплиц, по мнению технолога «Крымтеплицы» Валентина Ящука, — 25 лет. «Ни в одной цивилизованной стране мира вы не столкнетесь с тем, что есть у нас: срок окупаемости теплицы выходит за рамки срока ее эксплуатации», говорит специалист. Рынка сельхозпродукции, по его мнению, в Украине как такового нет: те подсчеты, которые проводят уполномоченные на это службы, не отражают ситуацию. «Никто не анализирует, сколько продукции производится, сколько ее необходимо, допустим, на год, кто ее приобретет». Не существует обоснования и контроля за ценами на продукцию, от чего страдает и потребитель, и производитель.