На пять дней джазовой столицей Украины стала Одесса, где прошел VII Международный детский джазовый фестиваль памяти Л. О. Утесова.
На него съехались 270 детей из России, Молдовы, Беларуси, Туркмении и, конечно же, Украины. Москва блеснула воспитанниками класса педагога Петра Петрухина. Гран- при конкурса получил 15 летний Алексей Чернаков, который играет на фортепиано совершенно зрело, владея последними достижениями современного джаза, имея огромный арсенал чисто джазовых приемов и навыков, а еще слухового и «игранного» материала, ловко и непринужденно «вворачиваемого» им в импровизационный процесс: «куски» Прокофьева, Мусоргского, Баха... Второе место в номинации «Вокал» выиграла тоже ученица Петрухина — 17-летняя Рита Петрова. Она очень плохо видит, и на сцену ее выводят, зато она поет свои сложные композиции в совершенно оригинальной фолк-фанковой манере, создавая их «на глазах» восторженной публики. Эти достижения детей стали возможны благодаря оригинальной новаторской методике их педагога, к которому, чтобы попасть в класс, в Москве стоит очередь родителей и детей.
Высокий уровень показали вокалисты и инструменталисты из Ростова, приехавшие большой дружной командой, — члены жюри, солисты, ансамбли, аккомпанирующие группы, концертмейстеры, педагоги и родители. Именно они сорвали основные награды в этих номинациях. Ростовчане — представители знаменитой школы Кима Назаретова, одного из выдающихся мастеров советского джаза, работают по собственной отличной методике, а воспитание профессиональных ростовских джазменов проходит в цикле «ДМШ — училище — консерватория» (джазовый факультет в Ростовской «консе» существует много лет).
На днях российское джазовое образование отмечало свое 30 летие. В центре этого праздника справедливо стоит фигурапрофессора Гнесинки, пианиста Игоря Михайловича Бриля, воспитавшего несколько поколений российских мастеров. У нас же большие проблемы с джазовым образованием. И хотя есть настоящие мастера своего дела, как киевляне Виктор и Ирина Басюки, криворожане Олег Грузин, Сергей Париев, Александр Полтавский, херсонцы Семен Рывкин и Анатолий Шумейко, скадовец Валерий Билошапко, одессит Николай Голощапов, дело их строится не на системном обучении, не на выверенной и тщательно отлаженной методике, а на личном энтузиазме и здоровье... Методики своей у нас нет, она не сформирована, не найдена, невзирая на почти 25-летний срок существования джазового факультета в училище Глиэра и 14-летнее существование оного в Донецкой академии им. Прокофьева. Например, почти в 50 музыкальных школах Киева учат детей просто играть по нотам «джазовые» пьесы, не подозревая, как на самом деле должен быть построен процесс джазового образования.
У нас, в поющей Украине, могут научить вокалу. В Одессе хорошо прозвучала маленькая Наташа Оцабрик, еще несколько украинских вокалисток, и это обнадеживает, но, тем не менее, джазовых проблем у нас очень много.