Полуподвальная комната в многоэтажном здании среди большого города, словно праукраинская хата. Здесь — рушники, изделия из лозы, глины, льняного полотна и соломы, аппликации, народные игрушки, воплощенные в лошадках, всадниках, птичках, оленях, и писанки, играющие цветами весны, обновления природы в самом удивительнейшем сочетании линий. Горят свечи, отдает воском...
— Недалечко червоне яєчко, — Надежда Буртная тихо говорит словами из народной песни, что приближается Пасха. Потом рассказывает о «происхождении» этих цветов: «Из крапивы берешь темно-зеленую краску, из луковой шелухи — разные оттенки, от золотистого до коричневого, из яблоневой коры — красноватую, корень барбариса дает тебе ярко-желтый цвет. И ведешь линию писачком. На овале куриного яйца — от двух- до четырехцветных узоров. Утиное яйцо становится, как мраморное. Ну, а гусиное... Оно, гусиное, интересно для всех, потому что на нем можно много узоров написать».
«Моя бабушка Мария была первой ткачихой на все село, а дед Павел — на все руки мастер. У людей — четырехпедальные ткацкие станки, только у бабушки — шестипедальный. Дед такой, усовершенствованный, сделали, чтобы его Мария еще причудливее узоры ткала. И эти их умения перешли к маме и отцу, а уже от них — ко мне». Ей мало того, что сама «в такой хате выросла». Педагог по призванию, сеет панукраинскую культуру быта, выращивает саженцы, ухаживает, чтобы разрастался вширь, вглубь и вверх этот пока что неухоженный, полузабытый сад. Официальный статус Надежды Григорьевны — руководитель студии прикладного искусства областного центра научно-технического творчества ученической молодежи. Место работы — детский клуб «Писанка» в том же полуподвальном этаже большого здания, который поодаль от центра Хмельницкого.
Сейчас в клубе — 58 подопечных, преимущественно девочки. Рассказывает, что они сами для себя и инструменты изготавливают: «Я сделала выкройки, раздала детям, и они себе из медной фольги писачки сделали. Все такие сосредоточенные, вдохновенные. Есть очень талантливые. Вижу, что им это очень интересно».
Свободно владеет разными стилями росписи яйца. Геометрическим, растительным, анималистическим. Сюжеты — оттуда же, из природы. Орнаментированное птичье яйцо, словно миниатюра небесной сферы, заставляющая задуматься над тайной мироздания, над временем, которое «рікою пливе», не остановится никогда.
Подопечные Надежды Григорьевны, приобщаясь к прекрасному, еще создают аппликации соломкой, искусственные цветы, вышивают низинкой, расписывают по давним правилам горшки, глечики и несут эти прекрасные вещи в свои городские квартиры.
— Эти вещи домашнего употребления создают особый колорит жилища, — убеждена Надежда Буртная. Она считает, что, возвращая из древнего прошлого стремления и умения предков украшать свой быт самобытными произведениями, помогает современникам самоидентифицироваться, не забывать, кто они есть и откуда пошли, возноситься над серыми буднями, радоваться жизни.
Что же родители ее подопечных об этом говорят? Прежде всего благодарят Надежду Григорьевну, что дети заняты, растут-подрастают творческими, узнают историю родного края, мир и себя в нем, приобщаются к красоте. Около них, говорят родители, и сами осознают, что они — не какое-то там перекати-поле.
А она пишет методические разработки по народоведению. Сокрушается, что не может их издать: «Приезжают отовсюду, переписывают». Вместе с такими же энтузиастками, как и сама, надежда Буртная создала союз самодеятельных женщин-художниц «Дивоцвіт». Они вышивают иконы, рисуют, расписывают, делают аппликации, совершенствуются в других видах и разновидностях прикладного и изобразительного искусства. Таким образом «несут свои произведения в массы». Организовывают выставки: мол, смотрите, радуйтесь с нами...
Везде ли и от всех ли находит понимание своих хлопот?
— Решили организовать областной конкурс писанкарства. Нужно же где-то выставку развернуть, итоги подвести, поощрить самых талантливых, чтобы было, как у людей. Где ж это каких-то денег взять? К этим, к тем обратились — нас не услышали. Аж в областном краеведческом музее поддержку получили, — отвечает.
Печалится, что женщины из «Дивоцвіту» до сих пор не имеют такого места, где могли бы «свою выставку развернуть, организовать семинар для начинающих или просто собраться бы». Потому что стремятся продлиться во времени своими талантами.