Система международных пассажирских авиаперевозок в Украине строится по принципу паритета. Это означает, что как отечественные, так и иностранные компании получают равное количество рейсов с примерно одинаковым количеством пассажиров. В последнее время этот принцип более-менее соблюдался и на авиалиниях между Украиной и Германией. Теоретически украинские компании даже слегка перебирали отведенные им квоты, но практически паритет соблюдался за счет больших провозных возможностей немецкого перевозчика — одной из крупнейших групп компаний «Люфтганза». У нее ежедневные рейсы Киев — Франкфурт и Киев — Мюнхен. С нашей стороны на немецкие рейсы претендуют «Международные авиалинии Украины» (МАУ), Одесские авиалинии, Днепр-авиа и Донбасс-Аэро. Правда, МАУ летает Боингами- 737, а все остальные обходятся Ан-140 и Як 42. В свою очередь «Люфтганза» эксплуатирует на своих рейсах «Аэробусы» и «CRJ». Раньше она направляла на Мюнхен 48-местный самолет, а теперь он заменен 70-местным. Это говорит о том, что популярность рейса Киев — Мюнхен значительно выросла. И действительно, Мюнхен удобен с точки зрения транзитных перевозок для дальнейших пересадок на рейсы по Европе и миру. Здесь хорошее качество обслуживания, удобные стыковки с другими рейсами. К тому же «Люфтганза» построила в этом городе свой терминал и занялась его развитием. Для Украины это обернулось тем, что немецкий перевозчик захотел ввести второй ежедневный рейс Киев — Мюнхен. Более того, этот дополнительный рейс был даже введен в систему бронирования. Билеты на него продавались, а авиадепартамент Минтранса вроде бы дал разрешение на его осуществление. Тем не менее рейс был отменен, хотя пассажиры не пострадали — в тот же день им предложили лететь другим рейсом. Суть проблемы в другом: как могло получиться, что один из крупнейших перевозчиков Европы вводит в систему бронирования не до конца согласованный с властями рейс?
Не исключено, что при этом авиадепартамент пытался защитить интересы украинских компаний, которые также претедовали на дополнительный рейс в Мюнхен. По слухам, вопрос «Люфтганзы» даже стал предметом переговоров на высоком уровне. Впрочем, участники рынка говорят, что произошедшее ни для кого не стало неожиданностью. У компании хорошие самолеты и много возможностей для формирования удобного расписания, чем не могут похвастаться украинские перевозчики. Более того, время от времени появляется информация о том, что, якобы, «Люфтганза» предлагает «слетать» в Германию какой-нибудь из региональных компаний, а потом, на их фоне, только упрочняет свое положение на нашем рынке. Информация эта не подтверждена официально, но эксперты рынка авиаперевозок не исключают таких маркетинговых ходов как довольно эффективного средства в конкурентной борьбе. Кроме того, представители туристических агентств, работающих с немецким перевозчиком, отмечают, что в последнее время, «Люфтганза» старается использовать самолеты повышенной комфортности и вместимости. Получается, что там, где эта компания продает свои билеты, нашим делать просто нечего. А с другой стороны, украинские компании, которые еще могут составить какую-то конкуренцию, к определенным направлениям просто не допускаются. Так, по информации источника, близкого к Минтрансу Украины, МАУ, вооруженные «Боингами», очень хотели бы летать, например, в Кельн... В киевском офисе МАУ эту проблему не комментируют. Представители «Люфтганзы» также ничего не подтверждают, но и не опровергают. Отмалчивается и авиадепартамент. Но рейс же в системе бронирования был. И билеты на него продавались. Но никто не полетел. В пресс-службе департамента требуют обращения на фирменном бланке газеты, после чего обещают изучить этот вопрос . Можно надеяться, что какая-то позиция авиавластей все-таки будет озвучена.