Официальный Киев еще в 1999 г. объявил о начале модернизации парка истребителей МиГ-29 украинских ВВС. В то время рассматривалось несколько альтернативных проектов, но все они так или иначе имели российские корни. В том контексте, что договоренности с российским РСК «МиГ» как с разработчиком этой машины были обязательны.
В ПОИСКАХ ОПТИМУМА
Однако проект модернизации украинских «МиГов» затянулся. Ему уже шестой год. Поначалу участники кивали на недостаток финансирования. Но это далеко не основная причина. Согласно данным Millitary Balance, в украинских ВВС находятся 217 машин МиГ-29 (199 — эксплуатируются, 2 — учебных и 16 — на хранении, некоторые эксперты утверждают, что на самом деле машин куда больше). Безусловно, столько Украине не нужно. Тем более, что еще в 2001 г. готовился ограниченный состав военных летчиков — по итогам года, было подготовлено 88 пар, или 176 пилотов. А нынешние планы сокращения армии предусматривают, что в боевом строю останется лишь несколько десятков МиГ-29.
Учитывая, что эта машина в мире считается надежной и достаточно грозной, большую часть парка после модернизации можно было бы продать. К слову, покупатели на эту машину есть. Пару месяцев назад в Киеве побывали даже американские бизнесмены, выразившие готовность реализовать третьим странам до четырех десятков истребителей из украинского парка. Именно перспектива продажи самолетов сделала дорогостоящую российскую модернизацию интересной. Иначе доведение машин до современного уровня, которое обошлось бы в $7 млн. за один истребитель, было бы делом неподъемным. Но российская сторона выступила против реэкспорта украинских машин.
Кроме отказа дать «добро» на реэкспорт, российская сторона выставила цены за модернизацию в несколько раз больше, чем предполагали украинские военные. А на последнем совещании, которое прошло в Киеве в середине марта, коллеги из России предложили купить формуляр модернизации, или проще, разрешение на проведение работ, за… $ 17 млн. Естественно, сами работы тоже обойдутся в круглую сумму. Все это заставило украинских военных задуматься: а не провести ли несколько различных вариантов модернизации для отдельных партий МиГ-29?
Одно из предложений — предоставить право на модернизацию и продление ресурса базовых образцов вооружений национальным генеральным конструкторам. Для этого нужно принять политическое решение, как в свое время в Израиле, Польше, Болгарии: модернизируем, отвечаем за последствия и сопровождаем модернизированную технику всю ее оставшуюся жизнь. Тем более, что значительная часть работ по модернизации украинскими заводами уже освоена. Львовский авиаремонтный завод в 2002 г. разработал программу малой модернизации МиГ-29, которая позволяет расширить боевые возможности самолета за счет его оснащения управляемыми авиационными ракетами класса «воздух—поверхность». Луцкий авиаремонтный завод «Мотор» вполне справится с капитальным ремонтом двигателей. Хмельницкий завод «Новатор» способен обновить бортовые радары. На заводе «Спецтехстекло» в Константиновке Донецкой области разработано новое многослойное остекление. Киевский «Арсенал» поставит нашлемные системы управления, а ГАХК «Артем» — авиаракеты «воздух—воздух».
МЕЖДУ ВЕДУЩИМ И ВЕДОМЫМ
Впрочем, модернизация МиГ-29 возможна и с привлечением зарубежных фирм, владеющих западными технологиями и знающими стандарты НАТО. Специалисты оборонного ведомства не исключают такой возможности. Но при условии, что будет решен весь комплекс проблем модернизации. В первую очередь, это продление ресурса самолета и сопряжение авиационного вооружения с устанавливаемым на борт западным радиоэлектронным оборудованием.
В свое время между ВВС Украины, израильской компанией IАI и российским ОКБ «Русская авионика» были достигнуты договоренности о модернизации опытных образцов МиГ-29 за счет этих фирм. ВВС Украины лишь предоставляли самолет и производственную базу одного из авиаремонтных заводов. Эти договоренности так и не были реализованы, хотя, по мнению специалистов, этот вариант кооперации «Украина—Россия—Израиль» был наиболее перспективным.
Вторым по перспективности был вариант, предложенный ОКБ «Русская Авионика». Правда, при этом не решался вопрос продления жизненного цикла самолета, зато расширялись возможности радара, увеличивалась номенклатура оружия, обновлялось информационно-управляющее поле кабины. Да и стоимостные параметры такой модернизации были привлекательными: около $1 млн.
Израильская фирма IАI предложила оснастить самолет современным радаром, новейшей авионикой и «стеклянной» кабиной, опустив при этом продление жизненного цикла и совмещение основного штатного оружия — ракеты Р-27 с новым радаром. Финансирование проекта (в пределах $4 млн.) она брала на себя. Эти и другие вопросы предполагалось решить со специалистами РСК «МиГ» самостоятельно.
Эти проекты действительно являлись вариантами модернизации, тогда как вариант, предложенный в 2001 г. РСК «МиГ», предусматривал замену около 80% оборудования, т. е. практически новый по составу оборудования самолет.
В первой половине 2003 г. между украинской и российской сторонами была достигнута договоренность, что ради уменьшения стоимости модернизации в составе самолета останется оборудование и системы, которые украинские специалисты считают надежными. Но что это будет за машина? Будет ли она отвечать требованиям НАТО? По мнению ведущих специалистов украинских ВВС, требования натовских стандартов в этом варианте не учтены.
Это означает, что вместе с желанием монополизировать рынок модернизации МиГ-29, северный сосед хочет сохранить за собой контроль за парком авиатехники в странах, желающих стать «под зонтик» безопасности Североатлантического альянса. Это никак не может устроить Украину.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ «МАЛАЯ» МОДЕРНИЗАЦИЯ
Альтернативные предложения сделали, естественно, желая заработать на проекте, представители негосударственного сектора. Львовский концерн «МАТС», имеющий тесные связи с военным ведомством, предлагает создать отдельное конструкторское бюро, включающее представителей концерна, Львовского авиаремонтного завода, ГК «Укрспецэкспорт» и Научного центра ВВС. В реализацию опытно-конструкторских работ (ОКР) «МАТС» предлагает вложить собственные средства (около $4 млн.). «Схема, предлагаемая концерном, выгодна всем, — считает президент МАТС Игорь Крол, — Министерство обороны, не вкладывая средств, получает модернизацию самолетов; госкомпания «Укрспецэкспорт» — возможность торговать модернизированными, а не старыми машинами; а сам концерн, беря на себя все риски по реализации проекта, расширяет сферу коммерческой деятельности».
Риски действительно велики. Но самым узким местом самостоятельного украинского проекта являются взаимоотношения с Россией. Впрочем, в концерне МАТС надеются, что российский РСК «МиГ» утвердит формуляр украинской модернизации.
Первые шаги по реализации этого проекта уже сделаны: соответствующие предложения, подписанные всеми заинтересованными организациями, одобрены руководством Министерства обороны. Специалисты считают, что реализация ОКР с учетом имеющихся наработок потребует не менее 1,5— 2 лет. Время немалое. Но если учесть, что военные еще не пришли к единому мнению относительно технического задания по модернизации МиГов, проект имеет право на жизнь и действительно может оказаться успешным.