Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Товарищ «реверс»,

или Шесть долларов
12 марта, 2004 - 00:00

Похоже, на правительственной кухне с использованием всех возможных энергетических и финансовых потоков варится/печется какое- то таинственное блюдо. В результате днями стране будет преподнесен новый министр топлива и энергетики.

Один из главных номинантов на эту должность — нынешний первый заместитель министра и одновременно глава НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко, получивший в журналистских кругах прозвище «товарищ реверс» — как шутят в Киеве, в очередной раз «примерил» дорогой костюм для вступления в долгожданную новую должность или, правильнее сказать, на ответственный пост. Пригодится ли? Помнится, когда шла битва за предыдущую, еще более ценную вакансию энергетического вице- премьера (мало кто вспоминает, что на нем, кроме энергетики, еще и вся промышленность) и прошел слух о том, что соответствующий указ уже подписан, кое-кто даже накрыл стол в Москве. И не столько даже от радости, сколько из элементарной человеческой благодарности. Но не сложилось почему-то... В среду соискатель готовился дать пресс-конференцию. Причем для него было совершенно не важно, о чем на ней говорить — то ли о том, что эксперимент с прокачкой украинской нефти (аналога легкой каспийской) от Брод на Словакию (если будет проведен умеючи — Авт. ) может похоронить аверсную транспортировку по нефтепроводу Одесса- Броды, то ли о том, что «Нефтегаз» нисколько не намерен ему мешать или его срывать, то ли о том, что этот эксперимент и вообще не нужен — в любом случае журналистов, а через них и общественность нужно было заставить поверить в то, что перед ними убежденный государственник и буквально без пяти минут министр. Некоторым журналистам, чтобы не задавали неправильных вопросов, просто отказали в аккредитации. И тут что-то случилось. Пресс-конференцию просто отменили, поскольку Бойко был срочно вызван в Кабмин... Не исключено, что ему там посоветовали не спешить. Ведь на следующий день намечалась поездка премьер-министра Виктора Януковича в Одессу, посещение им нефтетерминала в Пивдэнном и пресс-конференция...

Между тем вице-премьер Андрей Клюев без всякой помпы, а также и сопровождающей прессы отправился в заграничную командировку. В околоправительственных кругах известно, что речь идет о прикаспийских государствах, а затем — столице Евросоюза. Но пресс-службе буквально закрыли рот. И официального подтверждения о том, где в четверг пребывала столь публичная особа, как энергетический вице-премьер, до сих пор остающийся еще и главой тэковского комитета украинского парламента, «Дню» добыть не удалось. Впрочем, это тоже новость. И не столь уж плохая, поскольку работает в пользу еще одной версии относительно замещения министерского кресла на Прорезной. Почему бы еще одному вице-премьеру не занять две должности? Ведь может же это успешно делать Николай Азаров. А Клюев гораздо моложе. Впрочем, окончательное решение будет принято, как предполагается, не дальше, чем в понедельник. Похоже, очень многое будет зависеть также от итогов зарубежного турне вице-премьера. Если он привезет в своем портфеле какие-то контракты, то страна тут же узнает имя нового министра. Если нет, то, возможно, тоже — победит первый из названных соискателей. Правда, одновременно мир не без сожаления выдохнет слово «реверс» и убедится в тщетности планов украинского участия в евроазиатском нефтетранспортном коридоре.

Один бывший и, вероятно, также и будущий информированный политик, которому корреспондент «Дня» задавал трудные вопросы, посоветовал провести по этому поводу журналистское расследование. Не претендуя на славу детективов, стоит сказать следующее. Самый вопиющий факт, о котором нужно не говорить и не писать, а просто кричать: Украина сегодня практически лишена права управлять морским нефтеперевалочным терминалом «Південний». За нее это делает неизвестно кем и по какому праву назначенная оператором терминала оффшорная компания «Коллайд лимитед», зарегистрированная 13 июня 2003 года на Британских Виргинских островах (редакция располагает учредительным договором и уставом). Уставной фонд... 6 (шесть) долларов США! (Разве не насмешка это над страной, так долго, натужно и со спорами строившей этот нефтеперевалочный комплекс!?) А вот кому принадлежат 6 (шесть!) однодолларовых акций этой компании, нам так и не удалось установить... Зато мы теперь знаем от проверенных источников, что «Коллайд Лтд» берет за перевалку тонны нефти в порту Пивдэнный $14, отпугивая тем самым собственников и трейдеров нефти, собирающихся транспортировать ее по нефтепроводу Одесса—Броды. При этом «Укртранснафте» перепадает лишь $3,5, тогда как в договоре между «Транснефтью» и «Коллайд Лтд» речь идет о $6 за тонну.

Мы, скорее всего, никогда не узнаем, кто посадил на Пивдэнный «Коллайд Лтд» и ее сателлита «Коллайд S.A.», как и о том, куда именно утекает разница в тарифе. Вместе с тем стоит вспомнить о протоколе намерений между российской «Траснефтью» и «Нефтегазом Украины», подписанном 23 апреля с украинской стороны нынешним претендентом на Минтопэнерго Украины Ю.Бойко и его протеже — генеральным директором «Укртраснафты» Станиславом Василенко. Не исключено, что одновременно подписанты решили вопрос и об операторе для нефтетерминала. Примерно на то же время приходится также пересмотр системы отношений между российской «Транснефтью» и «Укртранснафтой». Если раньше украинская компания имела дело с каждым конкретным транспортером и могла заключать с каждым из них договора, то теперь российская сторона «упростила» эту задачу. Против «Укртраснафты», и без того находящейся под сильнейшим российским влиянием, «играет» уступающий лишь «Газпрому» супермонополист. Как идет игра? Естественно, в одни ворота. Достаточно сказать, что недавно, чего не было даже в разгар экономического кризиса в середине девяностых, «Укртранснафта» существенно задержала выплату зарплаты своим работникам. Ведь теперь она не получает за прокачку российской нефти по украинской территории предоплату, как было еще недавно. Ей платят только после передачи нефти покупателю на западной границе Украины. Есть и другие вопросы, которые В.Янукович, не исключено, выяснил, не выезжая в Одессу. Возможно, из-за этого он вчера отложил или перенес туда свой визит. Это может означать также и перемену отношения к кандидатуре Бойко, которому пока стоит воздержаться от излишней саморекламы в прессе. Раньше говорили, что знание — сила. Этот тезис еще и теперь ни кем не опровергнут.

КСТАТИ

Некоторые дополнительные подробности о названных компаниях «День» попытался выяснить у Сергея Винокурова, который, судя по имеющимся документам, является директором компании «Коллайд Лтд», которая имеет почтовый адрес в Киеве по ул. Шелковичной и соответствующий телефон. «В принципе я к «Коллайд Лтд» отношения никакого не имею. Я директор компании «Коллайд S.A.», Швейцария, — сказал «Дню» Сергей Алексеевич. — Мы только представляем здесь в Украине интересы «Коллайд Лтд». А хозяевами компании являются три компании. Назову их по памяти. Это «Ток инвестменс», потом что-то такое «Плюс» и «Фортникс». Физических лиц там нет. Я это знаю только потому, что у меня есть агентский договор — мы представляем эту компанию в Украине, поскольку у нас есть здесь представительство и мы имеем опыт работы. Директор этой фирмы сидит в России, а мы по доверенности выполняем работу по взаимодействию с украинскими организациями, с транспортировкой и перевалкой». «День» поинтересовался: «А почему на вашей подписи в договоре печать «Коллайд Лтд»? Печать вам тоже передали?» Как сказал г-н Винокуров, до конца прошлого года он просто исполнял обязанности одного из директоров компании, «поскольку там структура формировалась». Как получилось, что три компании, создавая четвертую, вложили в ее уставный фонд всего $6? Поясняя, Винокуров сослался на то, что при регистрации компании, которая «не занимается инвестиционной какой-то деятельностью» или деятельностью, когда не нужны оборотные средства, «уставный капитал может быть минимальным, уставный фонд нет смысла создавать большой». «Вот швейцарская компания, «Коллайд S.A.», — закончил разговор Винокуров, — там 100 тысяч франков минимальный уставный фонд».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ