С первого марта на двух городских каналах приостанавливает вещание старейшая частная киевская телекомпания «Гравис». И на этот же день назначен суд по иску, поданому «Грависом» на Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, который не включил телекомпанию в лицензию на вещание кабельной компании «Воля». Тем самым Нацсовет словно подыграл крупнейшему столичному оператору кабельного ТВ и близким к нему каналам «IVK» и «КТМ». Суд и решит, исчезнет ли «Гравис» с наших экранов. И кто главный враг «Грависа» — недобросовестная конкуренция или рыночные реалии, где выживает сильнейший.
Оглядываясь назад, бывший руководитель ТК «Гравис» Ольга ТАУКАЧ уже может оценить, что следовало бы изменить в прошлом, ностальгирует о лучших проектах канала и делает прогноз о будущем терпящей бедствие телекомпании. И, конечно, комментирует нынешнюю ситуацию:
— Как получилось, что аудитория ТК «Гравис» сократилась с более чем 400 тысяч до 40 тысяч человек?
— Национальный совет по вопросам ТВ и РВ выдал лицензию на право вещания компании «Воля» и в своем приложении к этой лицензии «отрубил» из т.н. узкой полосы три киевских канала, в т.ч. 7-й и 35-й, на которых вещает «Гравис».
Истоки этой проблемы — в специфике первой кабельной сети Киева, которая была построена к Олимпиаде-80 и охватила практически все спальные районы столицы. Хотя тогда было только четыре канала, технические возможности позволяли смотреть все 18 каналов. Это и есть нынешнее узкополосное телевидение, в процессе становления которого куда-то исчезли антенны общественного приема общего пользования, благодаря которым почти полмиллиона наших зрителей принимали в том числе и наши каналы. Технические возможности старого кабеля (т.н. социальный пакет) кроме всех киевских вещателей, пролицензированных Национальным советом по телевидению и радиовещанию позволяют транслировать и программы кабельных телекомпаний «IVK» и «КТМ», «сочувствующих» «Воле». А «Воля» предоставляет частоты для ретрансляции всех вещателей и спутниковых, и кабельных, и эфирных (согласно Лицензии Национального совета по телевидению и радиовещанию). Эта Лицензия почему-то предоставила приоритетное право общаться с наибольшим количеством не киевским эфирным телекомпаниям, победившим в конкурсе, а спутниковым, которые получили Лицензию на бесконкурсной основе и потенциальная аудитория которых — не киевский мегаполис, а весь земной шар. Это противоречит защите прав национального товаропроизводителя, которые декларирует наша страна.
Таковыми были наши аргументы, которыми мы руководствовались, когда подавали исковое заявление на Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания.
— А «Гравис» собирается жаловаться на недобросовестную конкуренцию?
— Жаловаться на недобросовестную конкуренцию можно и нужно, тем более, что речь идет о нарушении антимонопольного законодательства. Этим уже обеспокоены и Антимонопольный комитет, и Генеральная прокуратура, и комитет по защите прав потребителей. На двух каналах «Грависа» — 7-м и 35-м мы и не строили всеукраинскую сеть. Все остальные телеканалы ориентированы не только на киевского рекламодателя. На нашем канале, напротив, никогда не было рекламы «памперсов», пива, прокладок, которую размещают сетевые рекламные агентства по всей Украине. Мы рассчитывали на конкретного рекламодателя — ресторанчики, частных врачей, которым не нужна реклама по всей стране. И как только мы ушли из узкой полосы, ушла и реклама наших клиентов.
— Вы не пробовали делать ставку на другие киевские кабельные компании, конкурирующие с «Волей»?
— Нас транслируют в своих сетях более десятка кабельных операторов, но конкурентами «Воли» их можно назвать с большим преувеличением. Полмиллиона абонентов, которые дает трансляция в этой монопольной кабельной сети — серьезная цифра для рекламодателя. Ведь речь идет о диапазоне, доступном для максимального количества зрителей. А один дом (у нас и такой договор есть — на один дом) рекламодателя не интересует.
— Каким вам видится будущее «Телемегаполиса», самого крупного проекта «Грависа» за последние годы? Предполагается, что он будет выходить на другом городском канале?
— Да, «Телемегаполис» — наше любимое детище. Мы вложили в него немало творчества, труда и денег, но прогноз его будущего выходит за рамки этой беседы.
Из других известных наших проектов хотелось бы вспомнить «Новини звідусіль», которые мы делали в течение 11 месяцев для ICTV. «Гравис» — одна из старейших известных компаний и история страны отражалась на наших каналах. Например, в 1994 году «Гравис» была закрыта во время вторых выборов президента Украины. Мы часть этой истории, ее болей и проблем. И, конечно, недостатков.
— Чтобы вы изменили в прошлом, чтобы избежать нынешней ситуации?
— Если бы я имела больше полномочий, и могла бы влиять на течение событий, то, прежде всего, изменила бы состав учредителей. По моему глубокому убеждению, владелец телекомпании должен быть один, их не должно быть много. Это одна из причин сегодняшних проблем.
— А можно было поменять судьбу телекомпании созданием других телепрограмм или ориентацией на другую аудиторию?
— Даже если бы история терпела сослагательное наклонение, то другие программы вряд ли бы что-то изменили. Прежде всего, телевидение зависит от экономической компоненты. Рекламный рынок только становится на ноги. А без денег ТВ не бывает. Телекомпания — очень дорогая игрушка.
— Влияют ли эту ситуацию политические реалии?
— Нет, это чисто экономическая ситуация. Если бы мы имели доступ к нашему зрителю и стабильных рекламодателей, то остались бы в числе вещающих телекомпаний.
— Ваш прогноз относительно будущего ТК «Гравис». Она выживет?
— Верю, что мы живем в законопослушной стране, верю в правосудие Украины, и считаю, что у «Грависа» есть большие шансы выиграть все последующие апелляции.
— А какая судьба ожидает нынешних сотрудников «Грависа»?
— Глубоко уверена, что каждый сотрудник «Грависа» прошел хорошую школу за более чем десять лет работы. Хороших профессионалов будут рады увидеть в любой телекомпании.