Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Запрограммированные малыши

У американского открытия харьковские корни
24 февраля, 2004 - 00:00

В январе в этом году Президент Украины Леонид Кучма подписал указ о награждении гражданина США Верлинского Юрия Семеновича орденом князя Ярослава Мудрого V степени. Этой награды директор Института репродуктивной генетики (г. Чикаго) удостоился «За выдающийся личный вклад в развитие исследований в сфере репродуктивной генетики и предупреждения наследственных генетических болезней человека, многолетнюю плодотворную научную деятельность».

По злой иронии судьбы, первый в мире Институт репродуктивной генетики располагается сегодня именно в Чикаго, а мог бы — в Украине, в Харькове. Дело в том, что именно здесь Ю.С. Верлинский учился и рос как ученый. Он сам горд тем, что является учеником великого отечественного ученого, заслуженного деятеля науки и техники Украины, заслуженного профессора Харьковского Национального университета им. В.Н. Каразина, академика Академии наук высшей школы Украины В.Г. Шахбазова, который долгие годы возглавлял университетскую кафедру генетики.

МЕДОСМОТР ДО... ЗАЧАТИЯ

Проблема репродуктивной генетики кратко формулируется так: может ли ум и искусство человека вмешаться в таинство зачатия? Первым обнадеживающим ответом на этот вопрос было экстракорпоральное, т.е. искусственное оплодотворение яйцеклетки «в пробирке» в середине 70-х годов. Это научное достижение уже давно поставлено на конвейер.

Новую страницу в решении проблемы открыли исследования генетического кода живых существ. Как выяснилось, расшифровать программу развития живого организма можно! Это уже сделано американскими и британскими генетиками.

Возможность клонировать живые существа, создавать новые полноценные организмы наподобие игрушек из деталей конструктора на сегодняшний день существует только теоретически. Как показала практика, клонируемые животные значительно проигрывают в жизнеспособности зачатым организмам.



Но сегодня сделан прорыв в лечении генетических заболеваний — тех, развитие которых запрограммировано задолго до рождения. Суть открытия Верлинского именно и составляет сочетание достижений генетики, которой ученый овладел в Харькове, и достижений медицины по искусственному оплодотворению и пересадке яйцеклетки.

Ген наследственной болезни возникает не всегда, а с определенной вероятностью. Иначе говоря, среди половых клеток встречаются и те, которые несут ген патологии, и вполне здоровые. Генетическая «рулетка»? Ученый нашел метод выигрыша в такую «рулетку». Еще на самых первых стадиях развития организма можно отделить здоровые яйцеклетки от больных и имплантировать матери именно их, отсеяв больные. Несколько лет назад врачи из Чикаго объявили о рождении первого ребенка, который, будучи эмбрионом, еще не имплантированным в матку, прошел генетическое тестирование на рак, который передается в этой семье по наследству. Врачи помогли супругам выносить здорового мальчика.

— У двух поколений семьи отца был ген, ответственный за болезнь, — сказал тогда корреспонденту «Рейтерс» Юрий Верлинский. — Это была первая пара, которая прошла генетическое тестирование на предмет наличия синдрома. На наличие гена была протестирована оплодотворенная яйцеклетка, поскольку его носителем был отец. Если бы такой ген был у матери, тогда бы тестировалась неоплодотворенная яйцеклетка.

Пациентами Института репродуктивной генетики стали люди, самой природой обреченные иметь генетически больных детей или вообще не ощущать радостей отцовства. Одна из женщин, сама генетик по профессии, наперед знала, что в сорок лет станет жертвой болезни Альцгеймера (старческое слабоумие). Обычно эта болезнь если и развивается, то в преклонном возрасте — именно ею сейчас страдает бывший президент США Р. Рейган. Женщине же запрограммировано было стать жертвой ранней формы болезни — заболеть в 40 лет.

Верлинский помог пациентке. Ребенок будет вполне здоровым, хотя, не достигнув и 20 лет, фактически осиротеет. Сегодня филиалы Института репродуктивной генетики организовываются и функционируют во всем мире, в том числе в странах СНГ — России (Томск, Санкт-Петербург), Беларуси (Минск), Украины (Киев).

Как и любое новое выдающееся научное открытие, метод Юрия Верлинского воспринимается неоднозначно. Например, он вызвал обеспокоенность в отношении этической обоснованности действий родителей, которые имеют возможность выбирать лучшие черты нерожденного ребенка, а также в отношении возможности злоупотребления научными открытиями для создания «запрограммированных малышей». Сам Верлинский также задумывается над неоднозначными социальными последствиями своего открытия. Его высказывания дополнительно подпитывают жар дискуссий. Вот два из них. Первое: «Мы не делаем работу господа Бога, мы только помогаем ему». И второе: «В XXI веке человечество будет заниматься сексом только для удовлетворения. А размножаться — при помощи экстракорпорального оплодотворения».

ПОЧЕМУ НЕ ХАРЬКОВ, А ЧИКАГО?

Ответ на этот вопрос хорошо знает учитель Ю. Верлинского профессор В.Г. Шахбазов.

— Валерий Гаевич, расскажите, пожалуйста о харьковском периоде жизни вашего именитого ученика

— Юра, насколько помню, родом из Томска, из Сибири. Поступил на наш биофак в 1963, а закончил — в 1968 году. Во время своей специализации, а это всегда происходит на 4 курсе, он уже точно определил круг своих научных интересов: генетика. Как для Советского Союза, это была еще относительно новая отрасль биологии — все помнят времена, когда она у нас была под запретом.

Тогда я возглавлял кафедру генетики и цитологии. Увидев в студенте искру божью, с удовольствием следил за его ростом. Это был очень способный и старательный юноша, веселого нрава, быстрого и остроумного склада ума. По окончании учебы ему предложили поступить в аспирантуру. Так я стал его научным руководителем. Работа над диссертацией продвигалась успешно и через 4 года, а именно, в 1972-м мой аспирант блестяще защитил диссертацию по цитогенетике человека. Уже в своей диссертации он сделал акцент на практическое, а именно медицинское применение генетики.

— И как сложилась дальнейшая судьба вашего ученика?

— Естественно, он начал работать в одной из лабораторий медицинского профиля — в Харьковском НИИ эндокринологии и гормонов. Но творческий ум Верлинского уже тогда подсказал ему направление, на котором он и достиг успеха — исследование по репродуктивной генетике. Их практический результат — победа над генетическими заболеваниями и здоровое молодое поколение. Со всем юношеским азартом Верлинский начал продвигать идею создания в своем институте специализированной медико-генетической лаборатории. Я был в курсе всех его шагов, потому что с кем как не со своим научным руководителем советоваться молодому ученому?

В институте понимания он не нашел. Тогда мы вместе составили проект создания такой лаборатории, которая могла бы действовать на базе другого научно-медицинского заведения или на базе нашего Университета. Вместе выходили на уровень областного отдела здравоохранения. Но медики не нашли нужным поддержать эти исследования. Я помню довольно острую реакцию медиков (некоторые из них сегодня считаются ведущими харьковскими медицинскими светилами) на нашу инициативу. Трудно сказать, что это было, — профессиональная ревность, непонимание или неприятие генетики. Не найдя понимания, Верлинский решил выехать за границу.

— Получается, Институт репродуктивной генетики мог открыться не в Чикаго, а в Харькове?

— И к тому же лет на десять раньше, чем это произошло — здесь мы действительно, имели шанс опередить США. Свидетельство тому — большой интерес к этой проблеме, а впоследствии и возникновение целого ряда клиник репродуктивного здоровья как за рубежом, так и в СССР. Соответствующая клиника успешно работает и в Харькове. Но там сделаны только первые шаги — осуществляется только искусственное оплодотворение «в пробирке». В мире это делали еще в начале 80-х годов...

— А может, этого и достаточно? Может, взявшись «...помогать господу богу делать его работу», американцы уже зашли и могут зайти слишком далеко? Какие проблемы несут с собой открытия в области генетики, скажем, расшифровывание генетического кода?

— Само по себе расшифрование генетического кода еще не дает разгадки тайны жизни. Ученые смогли «прочитать» последовательность «букв» этого текста так же, как мы способны прочитать последовательность букв книги, написанной незнакомым языком. К пониманию смысла здесь очень далеко. Даже поняв отдельные слова в такой книге, мы не очень приблизимся к ее пониманию. Так же и с генетическим кодом. Поэтому исследования будут продолжаться еще не один десяток лет. Важно только не быть слишком самоуверенными и не опережать развитие событий.

— Но ведь Верлинский дал миру мощный инструмент, которым потенциально может злоупотреблять государственная власть?

— Точнее было бы сказать, что такой инструмент дает вся современная генетика и созданные ею генные технологии. Но одно из наиболее эффективных воплощений такого инструмента на этот день дает открытие Верлинского. По моему мнению, открытие Верлинского все же может дать человечеству намного больше добра, чем бед. И, конечно, жаль, что человек, который мог принести славу своей отчизне, делает это для чужого государства.

Петр МАТВИЕНКО, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ