Одесский филиал Греческого фонда культуры организовывает 6 февраля «круглый стол», посвященный проблеме возвращения памятников афинского Акрополя из Британского музея в Грецию накануне открытия Олимпийских игр 2004 года.
Утес Акрополя почитается как святыня более четырех тысяч лет. Уже в раннюю микенскую эпоху (XVI век до н.э.) скала была укреплена стенами, был возведен царский дворец. Со строительством первого храма богини Афины, покровительницы Афин, утес начинают называть «священным». При Перикле было завершено сооружение Парфенона, который начал строиться еще в VI веке до н.э. В 334 г. до н.э. Александр Великий, собравший под своими знаменами всех эллинов, совершил в Парфеноне возлияние богам за победу на реке Гранике. На протяжении веков архитектурные шедевры Акрополя неоднократно повреждались во время нашествий различных завоевателей: персов, франков, крестоносцев... В 1456 г. Акрополь захватывают турки. За четыре столетия турецкого владычества здесь происходят значительные разрушения. Однако один из самых разрушительных актов произошел в 1802 г., когда посол Великобритании лорд Элгин распорядился вырубить из Парфенона серию скульптур и анаглифов и тайно вывез их в Англию. В результате часть фриза Парфенона оказалась со временем в Лондоне, в Британском музее.
Конечно, фрагменты Парфенона есть и в других музеях Европы. Но с 1982 г. Греция стремится вернуть только те фрагменты мраморов Парфенона, которые были сняты непосредственно с памятника и находятся в Британском музее. Так, на сегодня от фриза осталось 96 пластин, из них 40 — в Афинах, 56 — в Британском музее; от 64-х сохранившихся метоп — 42 в Афинах, 15 — в Британском музее. С фронтонов до нас дошло 28 статуй, из них 11 — в Афинах, 17 — в Британском музее. Во многих случаях скульптуры расчленены таким образом, что одна часть находится в Афинах, а другая — в Лондоне.
Еще в 1997 г. министр культуры Греции профессор Евангелос Венизелос обратился к британскому правительству с просьбой возвратить скульптуры Парфенона в Афины в качестве многолетнего заимствования, без обсуждения вопросов собственности. Предлагается, чтобы выставки фриза Парфенона в большом зале Нового музея Акрополя, строительство которого завершается, было общей инициативой Нового музея Акрополя и Британского музея. Другой возможностью решения вопроса могло бы стать открытие в Новом музее филиала Британского музея и организация там совместной экспозиции скульптур Парфенона.
Во многих странах мира, включая Великобританию, представители творческой и научной интеллигенции выступают в поддержку возвращения в Грецию этих культурных ценностей. В «круглом столе» в Литературном музее примут участие представители творческих союзов, Украинского фонда культуры, музеев, вузов и других организаций Одессы.