Множеству разрозненных островков, какими на сегодняшний день являются телевизионные СМИ, рекламные агентства и клиенты, пора превращаться в индустрию. Это принципиальное убеждение председателя совета директоров телекомпании «1+1» (и по совместительству — руководителя российского телеканала СТС) Александра Роднянского, которым он поделился с журналистами на состоявшемся в четверг в Украинском доме брифинге. Только полноценная и самостоятельная (пусть и с совместными производствами) индустрия может стать платформой для существования качественного и конкурентоспособного украинского ТВ. Иначе, отметил Александр Роднянский, сохранится ситуация, которую можно наблюдать сейчас, когда программные решения большинства отечественных телеканалов — в большей или меньшей степени — калька российской конкуренции с теми же программными продуктами. И поэтому главная задача сегодня, по мнению А. Роднянского, попытаться определить совместные интересы. В то же время председатель совета директоров «1+1» посоветовал своим коллегам не делать опрометчивые выводы по поводу того, что что- то радикально изменилось на украинском телевизионном рынке, и заверил, что, по меньшей мере, в ближайшие годы пошатнуть позиции «1+1» вряд ли удастся. Причин тому несколько. Во-первых, ставка «1+1» на авторские программы, что непосредственно связано с брэндом канала и доверием аудитории (это направление здесь намерены развивать и в будущем). Во-вторых, телесериалы. Как отметил Александр Роднянский, базой для успеха телевизионного производства является стабильность (что особенно важно для рекламодателей). И то, что впервые в истории отечественного ТВ на «1+1» пошли длинные — больше ста серий — сериалы, он оценивает как революционные изменения. Важно отметить, что речь идет о сериалах, которые можно корректировать по ходу действия, — в зависимости от того, нравится ли зрителю тот или иной персонаж или драматургическая линия (при желании персонажа, который «портит рейтинг», можно и «убить»). И если сейчас «1+1» только причастен к производству подобных сериалов (например, той же «Бедной Насти»), то через полгода тут, возможно, уже приступят к тому, что называется «украинский длинный сериал» — сейчас идет работа над созданием новой технологической линейки. «Третий кит» программирования — закупки: западные сериалы и кино. А четвертый — спецпроекты: по словам Александра Роднянского, их на «1+1» запустили огромное количество. Среди них — документальный сериал «Украина в ХХ веке», современная версия пьесы Ивана Франко «Украденное счастье» и др. Проекты эти — очень украинские, и здесь «1+1» в большинстве случаев даже не будет искать партнеров в России. В любом случае, долю украинского продукта на «1+1» собираются заметно увеличить. Именно в связи с вышесказанным топ- менеджеры «плюсов» предостерегают кого бы то ни было (в первую очередь тут подразумеваются каналы, позиционирующие себя как «новые общенациональные») от «шапкозакидательских заявлений». Для того, чтобы серьезно изменить ситуацию на телевизионном рынке, по убеждению Роднянского, «нужны тектонические сдвиги и огромные творческие потенциалы». А пока высказанного в свое время в «Дне» «диагноза» — «украинское ТВ в целом на данном этапе потерпело поражение» — Роднянский не меняет. По его словам, ситуация на отечественном ТВ в целом изменится тогда, когда в прайм-тайм или пост-прайм- тайм в эфире будут состязаться программы украинского производства.
Еще одна тенденция, новая для украинского телерынка, — специализация каналов с учетом зрительских предпочтений. По словам Александра Роднянского, уже достаточно давно принято решение о разделении программной политики «1+1» и СТС. Стратегическим партнером российского канала СТС, ориентированного на молодежную аудиторию, в Украине станет телеканал «ТЕТ». Сюда с СТС «придет» большое количество программ и сериалов, которые не подходят аудитории «1+1». В результате этого сотрудничества «ТЕТ», по словам его руководителя Григория Тычины, к концу года планирует увеличить долю аудитории в три- четыре (! — Ред. ) раза. А если учитывать, что сеть вещания на «ТЕТ» планируют — опять же, к концу года — довести до 92-х городов Украины, то нетрудно предположить, что конкурентам, претендующим на статус «новых общенациональных», действительно придется изрядно «попотеть» — борьба за зрителя обещает быть жесткой.