Что Украина получит от статуса ближайшего «соседа» Европейского Союза, каковы возможные последствия расширения ЕС для социально-экономической сферы нашей страны, а также перспективы экономического сотрудничества Украины с Евросоюзом после его расширения — эти вопросы стали ключевыми во время круглого стола «Расширение ЕС: новые возможности и перспективы для Украины», состоявшемся в Национальном институте стратегических исследований.
Большая Европа — это не идеология развода. Это идеология «ЕС плюс» — Евросоюз плюс зона менее углубленной интеграции, в которую наряду с другими странами входит и Украина. Такого мнения придерживается советник Президента Украины, директор Национального института стратегических исследований Анатолий Гальчинский. Он убежден, что такой процесс в геополитическом измерении исключительно благоприятен для нашего государства. Доказательством тому — мартовский документ Еврокомиссии о расширенном Евросоюзе «Расширенная Европа — соседство: новое измерение наших отношений с восточными и южными соседями», в котором, отмечает господин Гальчинский, речь идет не об инструментарии «отгораживания» расширенного ЕС от соседних стран, а наоборот — о механизмах активного сотрудничества со странами, не являющимися членами этой организации.
В частности, в рамках предложенной Украине программы «Расширенная Европа» следующей весной планируется принятие Плана действий, который со временем позволит нашей стране выйти на внутренний рынок ЕС, а также достичь облегчения визового режима. Единый рынок с Евросоюзом в будущем для Украины, как утверждают в Еврокомиссии, будет означать «четыре свободы»: свободное передвижение капиталов, товаров, услуг и людей. Так что недоступным Украине будет только участие в органах управления Европейского Союза. Создание зоны свободной торговли между Украиной и странами ЕС упоминается в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Впрочем, это положение может быть реализовано только после того, как Украина вступит в ВТО. При самых оптимистических раскладах последнее может произойти в следующем году.
Евроинтеграционный вектор внешней политики Украины вполне естественен. Уже на протяжении десятилетия Украина не только политически, но и экономически тяготеет к Европе. Одновременно экономическая «ориентация» нашей страны на восточного соседа — Россию — с каждым годом слабеет. Если в 1994 году на российский рынок приходилось почти 50% украинского экспорта товаров, в 2000-м — почти 24%, то в 2002 году этот показатель снизился до 17,8%. Зато доля нашего экспорта в страны ЕС выросла за соответствующий период с 7% до 19,2%. Направленность украинской экономики на Запад подтверждает и динамика притока иностранных инвестиций, отмечает Анатолий Гальчинский. На начало 2003 года прямые инвестиции в украинскую экономику из стран ЕС составляли 34,4% от общего объема, а из России — менее 6% (хотя, разумеется, речь идет об официальной статистике, которая не учитывает офшорных капиталов, а также участия российского бизнеса в дочерних предприятиях). Понятно, что качественные характеристики западных инвестиций на порядок выше российских.
Многие эксперты уверены, что присоединение к Европейскому Союзу 10 новых членов только усилит положительную тенденцию сближения Украины с расширенным еврообъединением. Сначала — через торговлю. По мнению Анатолия Гальчинского, у стран Центральной Европы нет ощутимого потенциала расширения торговли на Запад, а потому они будут стремиться использовать возможности украинского рынка. Можно предвидеть и перенесение ряда ориентированных на экспорт производств из Чехии, Словакии, Венгрии и Польши в Украину, чтобы воспользоваться ее конкурентными преимуществами, а также для выхода из-под очень жестких регуляторных требований, действующих на территории ЕС. Указанные страны уже сейчас склонны рассматривать Украину как стратегический трамплин для выхода на рынки других постсоветских стран.
Интерес к украинской экономике с расширением Евросоюза должен возрасти также и со стороны Западной Европы. Как отметила Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Украине Иоланда Брунетти-Гетс, итальянские предприятия часть своего бизнеса из других европейских государств переносят в Украину, поскольку считают ее экономически привлекательной. По словами Гетс, сегодня Украине необходимо «подпитывать это внимание». Ведь одной из проблем остается тот факт, что Украину в Западной Европе, к сожалению, до сих пор плохо знают. Страны же Центральной Европы, которые в 2004 году присоединятся к ЕС, должны стать для западноевропейских государств своеобразным «окном в Украину». Ведь большинство из 10 кандидатов на вступление в Евросоюз хорошо знают Украину и имеют немалый положительный опыт сотрудничества с ней. «Это как снежный ком, — отмечает госпожа Гетс, — который все больше будет втягивать Украину в структуры Европейского Союза». Тему экономических перспектив Украины продолжила исполняющая обязанности главы Представительства Европейской Комиссии в Украине, Чрезвычайный и Полномочный Посол Элен Крей. Она отметила, что с расширением ЕС прежде всего «рядом с украинской границей будут расти новые рынки». Украина должна воспользоваться этой возможностью и изменениями. «Для участия в большой игре Украине необходимо принять определенные правила игры этого клуба», — подытожила Элен Крей.
Собственно, к этим «правилам» Украина пытается подстроиться уже на протяжении многих лет. Кроме экономического процесса сближения для реализации евроинтеграционных намерений, наше государство также должно адаптировать свое законодательство и национальные системы права к стандартам Европейского Союза. Как отметил Геннадий Друзенко, исполняющий обязанности директора Центра европейского и сравнительного права, концепция расширения Европы дала такой импульс адаптации, который полностью еще не оценен. Программа «Расширенная Европа» — хорошая перспектива выравнивания Украины в этой сфере. Как считает господин Друзенко, наша страна адекватно восприняла требования со стороны Евросоюза относительно необходимых изменений в законодательстве и очень быстро ввела европейский алгоритм адаптации.
Сам проект расширения Евросоюза довольно сложен и может иметь «побочные последствия» для целого региона, в том числе — и для Украины. По мнению директора экономических программ Центра экономических и политических исследований имени Разумкова Владимира Сиденко, если этот проект будет неуспешным, Украина понесет намного большие потери, чем предполагалось раньше. Пугает неопределенность будущего обновленного ЕС. По мнению Валерия Чалого, директора международных программ Центра экономических и политических исследований имени Разумкова, «мы находимся в неопределенной системе координат: каким будет Евросоюз, какой будет Украина?» Более того, по мнению господина Чалого, существует ряд разногласий во взглядах и приоритетах между Украиной и ЕС. «Это — не дорога с двухсторонним движением», — уверен он, ведь Евросоюз прежде всего лоббирует собственные интересы в процессе своего расширения. Так, Украина настаивает на экономической составляющей негативных последствий, возможных для нее на начальном этапе расширения ЕС.
Несмотря на перспективы и выгоды в далекой и средней перспективе от расширения ЕС, в краткосрочной перспективе Украина может понести значительные экономические убытки, которые по разным подсчетам оцениваются в $250 — 500 млн. Это прежде всего связано с сокращением украинского экспорта в страны Балтии и удорожанием экспортных и импортных товаров из-за прекращения действия соглашений о свободной торговле, заключенных Украиной с этими государствами. А также — из- за потери традиционных рынков сбыта в новых странах-членах ЕС в результате распространения на них антидемпинговых мер ЕС в отношении Украины; ограничения возможностей украинского экспорта в результате введения новыми государствами- членами ЕС европейских норм и правил технического, санитарного, ветеринарного, экологического регулирования, а также правил защиты прав потребителей. Кроме того, темпы роста украинского экспорта в страны — новые члены Евросоюза чрезвычайно высоки, такая позитивная динамика будет заторможена вследствие расширения ЕС. Также осложнения предполагаются и в других сферах: при введении визового режима и более сложных технологических схем движения через государственную границу транспортных средств и грузов, а также ограничения доступа рабочей силы из Украины на рынки труда новых стран-членов ЕС и прочее.
Все эти трудности ожидают Украину в ближайшей перспективе уже в 2004 — 2005 годах, поэтому Киев пытается смягчить их последствия путем переговоров с Брюсселем. Однако, как отметил советник Президента Украины Андрей Фиалко, Европейский Союз — «очень эгоистичный и сильный партнер для переговоров». Ведь Брюссель навязывает те темы, которые ему интересны. В концепции нового соседства, по словам Фиалко, также проявляется «здоровый эгоизм» ЕС. Брюссель беспокоится в первую очередь о защите собственных интересов, если даже речь идет об установлении привилегированных отношений со странами-соседями, что предусматривает проект «Расширенная Европа».
Продолжение темы на стр. "Подробности"