Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Театральный экстрим в прошлом и в настоящем

11 декабря, 2003 - 00:00

Киевский зритель не может пожаловаться — последние года два он видит практически все самые новые и «громкие» спектакли больших театров российской столицы. Московский «Современник», например, каждый сезон приезжает в Киев и показывает свои последние работы. В эти гастроли театр привез обновленную «Анфису» Леонида Андреева, со своей главной и многолетней звездой Мариной Нееловой, и «экстремальный» спектакль «Мамапапасынсобака» Биляны Срблянович, в котором играли блестящие молодые актрисы Чулпан Хаматова и Ольга Дроздова — звезды нового русского кино.

«Анфиса» — классический академический спектакль, который режиссер и руководитель театра Галина Волчек восстановила после первой постановки десятилетней давности. Как она говорила на пресс-конференции, для нее было важно в этой работе понятие «беспредела». В жестокости, которую проявляют персонажи Леонида Андреева друг к другу, в беспринципности и бесстыдстве их любовных связей режиссер увидела кошмар и «беспредел» современной российской жизни. И правда, истории, происходящие в доме известного адвоката Федора Ивановича Костомарова (Владислав Ветров), отнюдь не красивы. Главный герой изменяет своей жене Александре (Ольга Дроздова), страстно влюбляется в ее старшую сестру Анфису (ее-то и играет Марина Неелова). Когда Анфиса уступает его жгучим желаниям, то становится отвергнутой и поруганной, а Федор Иванович «кладет глаз» на младшенькую сестрицу Ниночку. Сего мрачная и страстная Анфиса выдержать уж никак не в силах и травит своего любовника. До этой трагической развязки герои успевают измучить и унизить друг друга — домочадцы кричат и скандалят, прислуга наглеет, в доме происходит какая-то чертовщина, а в дальних комнатах сидит древняя Бабушка и, как мифологическая Парка, прядет нить жизни и знает заранее, чем все закончится. Галине Волчек удалось соединить два полюса в спектакле: символизм и метафизику Леонида Андреева и психопатологию, которую он так умело создавал в своих героях. Одно ей только не удалось — страсти. Они в спектакле скорее обозначаются и декларируются, но не присутствуют. А режиссер уверяла, что по степени страстей и мелодраматизма пьеса Андреева оставит далеко позади все «мыльные оперы». Актеры «Современника» играют лучше, чем исполнители мелодраматических сериалов, — профессионально и правильно. Но ведь страсть на сцене располагается несколько в стороне и поодаль от профессионализма. Она рождается из живой и конкретной реальности. Например, Владислав Ветров очень хороший артист, но что поделаешь, если настоящих героев- любовников, от которых у публики голова кружится, днем с огнем не найти в наших театрах (и в русских, и в украинских, кстати, тоже). И, наконец, Анфиса — главная проблема и боль спектакля. Киевская публика не так часто видит «живьем» Марину Неелову, как московская, наверно, поэтому так непосредственна была реакция на ее героиню. Зрители знают, что театр — искусство очень условное, но также знают, что есть предел и этой условности. Публика поняла, что по пьесе Анфиса хоть и не девочка, но женщина молодая и цветущая. Тогда кому адресовать свое недоумение по поводу экстремальной и инфернальной героини, которая выглядела, как выходец из потустороннего мира? Нееловой? — Не хотелось — ее все очень любят. Режиссеру — где были ее глаза? Беспощадному времени или гримеру, которого после этих гастролей можно гнать из театра?.. После спектакля публика в массе своей задавалась двумя вопросами: а) время неумолимо, б) «все мужики — сволочи» (Но об этом, как известно, рассуждают не только в театральном фойе.)

Второй спектакль «Современника» «Мамапапасынсобака» сами авторы называют экстремальным, и не без оснований. Пьесу «Семейные истории», по которой создан спектакль, написала молодая сербская журналистка-драматург Биляна Срблянович, а поставила молодая и модная нынче в Москве режиссер Нина Чусова. Ее действие происходит в послевоенном югославском городе, на детской площадке. В песочнице дети разыгрывают взрослые семейные сюжеты. «Мама» Милена — Ольга Дроздова, бегает с вечными кастрюлями и ложками в огромных бутафорских «маминых» туфлях; «папа» Воин — Галина Петрова, хеп-хопер (от хип-хоп?) , который устраивает разборки с «мамой» и уединяется с «сыном» для мужских разговоров; «сын» Андрия — Чулпан Хаматова, картавящий экстремальный подросток с громадными ушами, все время грозит поджечь и убить мерзких родителей; и больная полунемая девочка — Полина Рашкина, играющая в этой компании собаку, которую все время пинают и дубасят пластиковой бутылкой. Именно эта девочка подожгла и убила своих родителей по-настоящему, немножко поиграв в войну, отчего и онемела. И оказывается, что у других детей война тоже унесла родителей. И в финале четыре взрослые тети встают на колени и истошно вопят: «Мамочка, папочка, не умирайте! Мы не будем списывать уроки и прогуливать школу, мы не будем хотеть становиться взрослыми! Только не оставляйте нас!»

Искусство, как известно, не терпит прямоговорения. Этой ловушки современной темы и актуальной сегодняшней истории и драматург, и режиссер избежали. У Срблянович взрослые профессиональные актрисы играют детей, которые играют взрослых. Этот самоостраняющийся «квадрат» режиссер Чусова возвела в третью и четвертую степень: она убрала грязный, черный язык, на котором в пьесе говорят эти монстроидные детки, и, сохранив узнаваемость уличного сленга, превратила его все же в сценическую речь; жуткую историю она поставила как гротескную комедию, в которой актрисы исполняют ироничные зонги про террористов и садистов, двигаются в ритме рэпа на фоне картинок компьютерной анимации. Для Нины Чусовой эти четыре персонажа — четыре типа, четыре маски того карнавала, который она видит в нашей современной жизни. Она предложила сыграть его актрисам, и те играют его теперь на пределе, до физического срыва.

Было бы наивной оплошностью воспринимать этот спектакль как сильно авангардный. Конечно, он в огромной степени дистанцирован от того стерильного академизма, который продемонстрировала в «Анфисе» Галина Волчек. Но за материалом новой драмы, за современным языком, приметами сегодняшней жизни и молодежной культуры точно прочитывались универсальные принципы традиционного театра. Сценическое действие создавала и актерской игрой руководила сильная и чуткая рука режиссера, которая прошла отменную профессиональную классическую школу. И именно в этом сопряжении, думается, и заключен успех спектакля «Мамапапасынсобака», и этим оправдана мода на Нину Чусову.

Нам, сидя на крутых склонах Днепра, как-то неуместно рассуждать о судьбе московского театра «Современник», который в свое время был остро современен, а потом стал истинно академическим театром. Хотя есть соблазн удивиться и умилиться, как «Современник» привлекает сегодня молодежь. Но нужно знать, что в Москве и России сейчас появилась новая драма и новая режиссура и делается очень многое, чтобы сформировалось новое театральное поколение. И вот этому можно искренне позавидовать.

На вопрос о новой драме Галина Волчек ответила, что ни одна из этих современных и странных пьес не задела ее. Но «Семейные истории» Срблянович нашел и предложил Нине Чусовой именно театр, а не наоборот. И именно театр дал ей для постановки «Грозу» А. Островского, которую она, конечно, поставит непременно и совершенно по-своему. А еще Галина Волчек сама ведет переговоры с нашим Андреем Жолдаком, режиссерский талант которого ее очень привлекает, и даже собирается ехать смотреть его спектакли в Харькове.

Марина КОТЕЛЕНЕЦ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ