Большевистская пропагандистская машина создала множество мифов и легенд, которые были далеки от исторической правды, но как раз благодаря им удавалось закрепить фальшивые принципы «строителя» коммунизма и в то же время отрывать целые народы от своих исторических корней, тем самым ограждая существующую власть от национальных революций.
Наиболее ярким примером пропагандистских мифов стало создание негативного образа воинов Украинской Повстанческой Армии. Собственно само название «УПА» практически не употреблялось, а везде пользовались словом «бандеровцы», которое у тех, кто не знает истории, и до сегодняшнего дня ассоциируется со словами «головорез», «бандит», «убийца», «антисоветчик», «немецкий прихвостень», «националист» и тому подобное. Учитывая то, что большинство населения Украины и других республик бывшего Союза абсолютно ничего не знали о борьбе УПА на территории Западной Украины против немецких и большевистских поработителей, советской лживой пропаганде поверили. «Бандеровец» стало бранным словом, а ярлык этот еще и сегодня приклеен ко всем жителям Западной Украины. Хотя усердные кремлевские агитаторы в этом вопросе перегнули палку настолько, что одно появление западноноукраинца уже наводило ужас (само западноноукраинское происхождение помогло автору в свое время избежать унижений дедовщины в советской армии).
Страх перед бандеровщиной не дает возможности многим украинцам и сегодня пересмотреть свои взгляды, познакомиться с действительными историческими фактами и наконец признать, что воины УПА заслуживают не меньшего уважения от государства, чем ветераны Великой Отечественной войны, что они — не бандиты, а герои, отдававшие свою жизнь за освобождение родной земли от завоевателей. Собственно, рассказ о Конференции порабощенных народов, 60-летие которой на днях было отмечено на Ровенщине, должно стать еще одним шагом к признанию воинов УПА на государственном уровне, развенчивая еще один миф об их национальной обособленности и ненависти ко всем без исключения неукраинским нациям.
В ноябре 1943 года у руководства ОУН и командования УПА возникла идея созвать Конференцию порабощенных советской империей народов. Сделать это с точки зрения самого широкого представительства было нетрудно: в рядах УПА бок о бок с украинцами воевали грузины, азербайджанцы, татары, осетины, поляки, чехи, белорусы, кабардинцы, евреи, россияне, казахи, черкесы. Их объединяло общее неприятие как сталинского, так и фашистского режимов.
Трудность заключалась в другом: как сделать так, чтобы ни Москва, ни Берлин не могли помешать проведению этой широкомасштабной акции и свести к минимуму риск гибели высокопоставленных руководителей ОУН-УПА.
С целью дезориентации врагов была запущена дезинформация о проведении конференции в житомирских лесах. Это было сделано настолько тонко и умело, что ввело в заблуждение не только немецкие и советские спецслужбы, но и долгие годы о настоящем месте проведения тайного мероприятия не знали даже в украинских организациях за границей. На самом деле же для проведения конференции порабощенных народов избрали село Будераж, что в Здолбуновском районе Ровенщины. Выбор был неслучайным. Ведь это была территория, контролируемая многочисленными отделами УПА под командованием Петра Олийника («Энея»), которые и должны были осуществлять вооруженную защиту участников собрания. Было в Будераже и соответствующее помещение — большая школа, которая смогла вместить большое количество людей.
На конференцию прибыло 39 делегатов, представлявших 13 народов: 6 грузин во главе с «Карлом», 6 азербайджанцев во главе с «Физулем», 5 узбеков («Шимрат»), 4 армянина («Антрант»), 4 татарина («Тукай»), 2 белоруса («Дружеский»), 2 осетина («Арам») и казах «Дежкман»; черкесов представлял «Джигит», кабардинов — «Баксан», чувашей — «Скворцов», башкир — «Кагарман». В украинской делегации, которую возглавлял член Бюро Главного Провода ОУН Ростислав Волошин (псевдонимы «Стеценко», «Павленко», «Горбенко», «Левченко»), входили: член Главного Провода ОУН, вышкольный референт, публицист Яков Бусел из Ровенщины; референт пропаганды Омелян Логуш из Галичины; первый главнокомандующий УПА Дмитрий Клячкивский («Клим Савур»); выдающийся деятель ОУН Екатерина Мешко из Днепропетровска. Кроме официальных делегатов на конференцию прибыл также главнокомандующий УПА Роман Шухевич («Тарас Чупринка»).
Конференция порабощенных народов Востока Европы и Азии началась 21 ноября в 9 часов утра: председательствующий Ярослав Волошин предоставил первое слово грузину «Карлу». Как вспоминают очевидцы, он прошел к президиуму, с грохотом положил на стол пулемет и сказал: «Здесь куется воля порабощенных красной Москвой народов! Мы будем до последнего бороться за свободу порабощенных народов!» Делегаты, стоя, громкими аплодисментами поддержали пылкий призыв своего побратима из Грузии.
Рабочим языком конференции был украинский, поскольку все делегаты отлично его понимали. Но большинство неукраинцев пользовались в своих выступлениях русским, что отнюдь не было помехой общему пониманию и только лишний раз подчеркнуло толерантность руководителей ОУН-УПА.
После широких дискуссий на второй день собрания была избрана Резолюционная комиссия, которая наработала и вынесла на суд делегатов Постановление и Воззвание конференции, в которых в частности сказано: «Конференция считает необходимым создание общего комитета народов Восточной Европы и Азии, который будет координировать все национально-революционные силы этих народов, выработает единую линию борьбы с общим врагом, единую тактику борьбы и в соответствующий момент бросит клич к одновременному восстанию всех порабощенных народов». Делегаты также призвали сделать все возможное, чтобы не допустить вывоза хлеба в Германию, обратились к бойцам Красной армии и национальных батальонов. Завершилась Конференция выступлением Дерманского хора, исполнившего ряд повстанческих и украинских народных песен.
Хотя Конференция в Будераже проходила под грифом особой секретности, ее значение трудно переоценить. Ведь впервые на территории Советского Союза было задекларировано объединение народов, альтернативное союзу советских республик. Основанная именно в Будераже идея нашла свое воплощение и развитие в созданном за границей антибольшевистском Блоке Народов, который длительное время возглавлял Ярослав Стецько, а после его смерти — Слава Стецько, и который сыграл свою роль в распаде советской империи.
К счастью, сегодня о движении своих предков на Ровенщине не забыли. На прошлой неделе в Ровно была проведена научная конференция, посвященная будеражским событиям. С поздравительным словом к участникам обратились заместитель городского головы Ровно Светлана Богатирчук-Кривко. С основным докладом выступил кандидат исторических наук Гурий Бухало. А в селе Будераж Здолбуновского района возле помещения школы, где 60 лет назад проходила Конференция порабощенных народов, был открыт памятный знак и состоялся торжественный митинг по этому случаю.
Еще одна страница истории Украины приоткрыта.