Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Оправдание вымогательства

Почти 80 процентов украинцев считают взятки допустимым средством решения проблем
29 ноября, 2003 - 00:00

По данным международной организации «Трансперенси Интернешнл», которая с 1995 года выпускает бюллетень «Индекс восприятия коррупции», Украина заняла 111-е место из 133-х стран, названных в отчете этой организации за 7 октября 2003 года. На Украину как на государство с очень высокой степенью коррумпированности указывают в своих исследованиях Всемирный банк и Международный валютный фонд. В то же время международные наблюдатели, зарубежные политики и ученые предлагают Украине многочисленные рецепты преодоления коррупции, которые обычно сводятся к рекомендациям развивать в стране институты гражданского общества или перенести на украинскую почву опыт антикоррупционных кампаний, имевший успех в некоторых странах Западной Европы. Традиционным для западных аналитиков является возложение ответственности за высокий уровень коррупции в Украине на представителей власти. При этом возникает элементарный вопрос: а почему же население Украины, страдающее от чиновнического вымогательства, не проявляет никаких признаков массового недовольства? Почему представители украинского бизнеса не прилагают активных усилий ради преодоления взяточничества (этого главного тормоза на пути Украины к свободной, честной и прозрачной рыночной экономике)?

ГОТОВЫ К БОРЬБЕ... НА СЛОВАХ

Кажется, что те, кто считает, что вроде бы для преодоления коррупции в Украине достаточно отстранить от власти коррумпированных чиновников, демонстрируют глубокое непонимание уровня «коррупционной готовности» украинского общества, неспособность осознать, как оценивается вымогательство и взяточничество рядовыми гражданами Украины, нередко проявляющими благосклонное отношение к этим негативным, с точки зрения стандартов демократического общества, явлениям. Именно изучению отношения украинских граждан к коррупции и было посвящено социологическое исследование, проведенное Центром социального прогнозирования. (Исследование проводилось методом опроса и фокус-группового интервью и проходило 7 — 18 октября 2003 года, опрошено 1364 респондента.)

На первый взгляд, полученные результаты по сравнению с оценками, которыми изобилует зарубежная пресса, могут показаться несколько неожиданными. Оказалось, что граждане Украины далеко не разделяют убежденности западных наблюдателей, что якобы высокий уровень коррупции является едва ли не самой болезненной проблемой современного украинского государства. Такое мнение разделяют только 15,1% опрошенных.

Впрочем, на уровне абстрактных деклараций украинцы категорически осуждают коррупцию. 85,3% опрошенных считают взяточничество ненормальным явлением, а 95,5% уверены, что с коррупцией необходимо бороться. Исследование также подтвердило установившуюся «корупционную» репутацию определенных государственных институций и сфер общественной жизни. Наиболее распространена коррупция как явление, по мнению респондентов, в медицине, в работе ГАИ, в вузах, в деятельности многочисленных контролирующих органов и в судах. Главными причинами коррупции респонденты считают личную непорядочность чиновничества и несовершенство украинского законодательства, которое создает благоприятные условия для вымогательства. 73,4% утверждают, что чувствуют ненависть к взяточникам, и только 14,4% признались, что дают взятки по собственной инициативе.

В то же время опрос и фокус-групповое интервью обнаружили существенный разрыв между словесными декларациями и реальной готовностью украинских граждан на коррупционные действия. Это проявляет себя уже на «мировоззренческом» уровне. Так 56% респондентов считают, что, поскольку законы несовершенны, иногда их можно нарушать. 68,3% заявили, что «серьезные вопросы можно решать только через друзей и знакомых». Что касается взяточничества в прямом смысле слова, то 28,4% считают, вроде бы плата чиновнику за выполнение его служебных обязанностей не является взяткой, а нормальным вознаграждением за услугу. 79,7% соглашаются с тем, что для решения серьезных проблем иногда приходится платить деньги или делать подарки, а 65,2% уверены, что люди не взяточничают только потому, что лишены возможности делать это.

ГИБКОСТЬ ПРИНЦИПОВ ИЛИ НЕВЕЖЕСТВО?

Опрошенные продемонстрировали не только не очень высокий уровень законопослушания, но и незаурядную моральную «гибкость». Моральный дискомфорт из-за необходимости давать взятку ощущали только 39,6% респондентов, только 30,8% принципиально не дают взяток. 20,7% гордятся своим умением «решать вопросы», а 21,4% настолько привыкли давать взятки, что это никаких эмоций не вызывает. Интересно, что, давая взятки, чувство страха ощущают только 3,7% опрошенных и только 1,3% озабочены по поводу возможного осуждения этих действий со стороны окружающих. Такая «смелость» может найти свое объяснение в поразительно низкой осведомленности относительно уголовной ответственности, предусмотренной украинским законодательством за дачу взяток: 13,1% ничего об этом не знают, 17,6% считают, что за дачу взятки положено административное взыскание в виде штрафа, а 16,7% вообще уверены, что никакого наказания законом в таких случаях не предусмотрено. Следовательно, давать взятки большинство украинских граждан не стесняются и не боятся.

Интересно, что коррупционные действия далеко не всегда являются следствием прямого вымогательства. В ситуации, требовавшей для своего решения взятки, ее давали 77,4% опрошенных. При этом 49,6% респондентов утверждают, что давали взятки, исходя из установившейся практики, 12,8% давали взятки по собственной инициативе, и только в 35,5% случаев чиновник намекал на необходимость взятки. В то же время большинство опрошенных уверены в том, что взятка является действенным средством решения проблем. 93,5% респондентов отметили высокую «эффективность» взятки и только 3,7% — что действия чиновников после получения взятки не улучшились.

Одним из важнейших факторов, создающих питательную среду для коррупции, есть теневая экономика. Опрос бизнесменов, проведенный в ходе исследования, показал склонность к укрывательству прибылей и высокую степень «коррупционных расходов» в процессе предпринимательской деятельности. 17,1% опрошенных частных предпринимателей заявили, что часть месячных средств фирмы, расходуемая на взятки, превышает 25% (26,8% указали, что на взятки расходуют до 10% средств). Респондентам было также предложено высказать свое отношение к распространенной практике выдачи зарплаты «в конвертах». Негативное отношение к этой практике высказали только 9,2%, 25,6% считают, что это явление можно преодолеть только путем изменения налогового законодательства, а 37,3% эту практику поддерживают.

НАКАЗАНИЕ С СОЧУВСТВИЕМ

Больше всех склонность к коррупционным действиям демонстрируют те, от кого, на первый взгляд, менее всего можно было бы ожидать, — люди с высшим уровнем образования, с высшим уровнем прибылей и представители младших возрастных групп. Наибольшее количество людей, готовых давать взятки для решения своих проблем, обнаружено среди опрошенных с высшим и незаконченным высшим образованием (84%), среди тех, кто имеет высокий уровень прибылей (80%), и среди людей в возрасте от 25 до 35 лет (68,2%). То есть положительная готовность к взяточничеству присуща тем, кто составляет интеллектуальную и бизнесовую элиту общества, и тем, кому принадлежит будущее этого общества.

Показательно и «сочувствие», с которым население относится к коррупционным действиям. 48,1% считают, что взяточничество можно оправдать тем, что «все берут», что «нужно делиться с начальством», или тем, что при низкой зарплате чиновнику нужно «семью кормить».

Следовательно, ничего странного, что 43% опрошенных убеждены, будто борьба с коррупцией в Украине — напрасное дело, несмотря на то, что, как мы видели, 95,5% заявляют, что бороться с коррупцией нужно. Это — очередное свидетельство разногласий между общими декларациями граждан Украины и их реальной оценкой ситуации, сложившейся с коррупцией в стране. Этим объясняется и практическое отсутствие четкого представления относительно эффективных способов борьбы с коррупцией.

Присущий жителям постсоветского пространства «карательный» уклон сознания проявляется в том, что единственным мероприятием, получившим поддержку большинства опрошенных (67,4%), оказалось усиление уголовной ответственности за вымогательство. Вместо этого ни один из «цивилизованных» рецептов преодоления коррупции широкой поддержки у населения не находит. Даже предложение заполнять кроме декларации о прибылях еще и декларации о расходах нашло поддержку только у 30% респондентов. Население также явно не готово приобщаться к активной борьбе с коррупцией. Идея внедрения в Украине практики анонимных сообщений о коррупции, которая действует во многих западных странах, получила поддержку только у 15,1% опрошенных. Вместо этого 20,3% высказывают опасение, что такая система может превратиться в орудие дискредитации честных людей, а 16,2% не верят в эффективность такой системы, поскольку, по их мнению, коррупция — неотъемлемая составляющая нашей жизни. Сотрудничать с властью в борьбе с коррупцией население не склонно: «стучать» народ явно не готов.

Усилия власти, направленные на преодоление коррупции, известны населению очень плохо. Это может показаться невероятным, но 63,6% опрошенных не смогли назвать ни одного резонансного уголовного дела в Украине, возбужденного в связи с коррупцией. Только 19% назвали дело Тимошенко, 16% — дело Лазаренко. Характерно, что в таких обстоятельствах респонденты убеждены, что коррупционные дела или возбуждаются властью против оппонентов (37,1%), или за деньги, чтобы уничтожить конкурентов (20,6%). Только 25,2% считают, что эти дела возбуждаются на законных основаниях.

ЖЕРТВЫ И ОБВИНЕННЫЕ

Приведенные данные свидетельствуют о том, что не только на уровне повседневного поведения, но и на уровне глубоких убеждений население Украины проявляет высокую склонность к коррупционной деятельности. Традиционные заявления о необходимости борьбы с коррупцией или обвинения власти в коррумпированности практически ни о чем не свидетельствуют. Ведь трудно представить человека, который бы публично провозглашал, что взяточничество является общественным благом.

В то же время продемонстрированный опрошенными правовой нигилизм и цинизм позволяют им видеть в коррупции не только вымогательство, причиняющее вред гражданам, но и эффективное средство достижения целей, недосягаемых правовым способом. Например, население твердо убеждено в высокой коррумпированности ГАИ или руководства вузов. Однако не стоит забывать, что у большинства фактов взяточничества со стороны работников автоинспекции первопричина — нарушение водителями правил дорожного движения. Следовательно, наиболее действенным средством борьбы с вымогательством со стороны работников ГАИ должно бы стать безупречное соблюдение водителями правил. Однако именно этой готовности мы и не наблюдаем: водители и далее пренебрегают правилами, откупаются, проклинают работников ГАИ и жаждут, чтобы их всех отдали под суд. Также взяточничество во время приема в вузы, как правило, открывает дорогу к высшему образованию абитуриентам, имеющим значительно меньше шансов попасть в ряды студентов на основании честного конкурсного отбора. А поскольку родители озабочены судьбой собственного ребенка, а не тем, чтобы в приемных комиссиях витал дух честной и прозрачной конкурентной борьбы, они с готовностью дают взятки при поступлении, высказывая в дальнейшем возмущение по поводу того, что их ребенку приходится платить за каждый зачет. Исследование в очередной раз показало, что в случае когда наши граждане ощущают моральную оправданность определенных действий, они легко пренебрегают их правовым содержанием. Именно поэтому они с готовностью дают маленькую взятку вместо выплаты больших налогов. Однако на снижение налогового давления, как мы видели, больших надежд никто не возлагает, ведь не платить ничего — лучше, чем хоть мало, но платить. Зарплата «в конвертах» — прямое следствие высоких налогов. Однако, как мы видели, опрошенные больше склонны получать деньги таким способом, нежели бороться за снижение налогов. Это — проявление общей стратегии поведения украинских граждан: в случае когда законодательство препятствует достижению собственных целей, искать пути для обхода правовых препятствий, а не бороться за совершенствование законов.

Граждане постсоветской Украины живут со стойким убеждением, что государство им «недодает», а поэтому они руководствуются тезисом: «если сам не возьмешь, то никто не даст». Это и приводит к тому, что, несмотря на заявления о ненависти к взяточникам, граждане демонстрируют понимание мотивов вымогателей, и, как мы видели, часто склонны видеть потенциального взяточника в ком- либо, считая, что те, кто взяток не берет, просто не имеют такой возможности. Это объясняет, почему реальные мероприятия для борьбы с коррупцией не пользуются популярностью у населения, почему оно не проявляет готовности к сотрудничеству с государством. Поэтому население с готовностью и чувством мести воспримет известие об осуждении коррумпированного чиновника: люди искренне считают себя жертвами чиновнического вымогательства. Однако ждать активного приобщения к борьбе с коррупцией со стороны населения, почти 80 процентов которого считают взятки допустимым средством для решения серьезной проблемы, не стоит. Задачу преодоления коррупции украинское население возлагает, в первую очередь, на власть. Однако не преодоления коррупции оно ожидает от власти в первую очередь. Это дает основания допустить, что провозглашение борьбы с коррупцией может оказаться значительно более эффективным лозунгом в глазах мирового содружества, нежели в глазах украинского населения. Вместо этого украинское население с любопытством, но находясь в стороне, будет наблюдать за тем, как коррумпированная, с его точки зрения, власть самостоятельно свою коррумпированность и будет искоренять.

Анатолий ТИХОЛАЗ, директор Центра социального прогнозирования
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ