Как говорится, чем ближе знаешь, тем меньше почитаешь, и успех часто порождает самодовольство. К сожалению, именно это, кажется, происходит сегодня в России, где правительство избрало первый со времени падения коммунизма период продолжительного экономического роста, характеризующийся избытком государственного бюджета и началом притока капитала, для того, чтобы возобновить войны олигархов 1990-х годов. Оптимисты, будьте осторожны: арест Михаила Ходорковского и замораживание его акций в нефтяном гиганте ЮКОС очень сильно повлияет на российскую экономику и на отношения между деловыми кругами и правительством, определит их развитие на много лет вперед. Ситуация вокруг ЮКОСа не приведет к резкой остановке российской экономики, поскольку одна компания не может определить судьбу государства. Однако нет сомнений в том, что долгосрочным перспективам России будет нанесен серьезный урон.
Проблема заключается в доверии между бизнес-сообществом и правительством, которое начало устанавливаться в последние годы. Скажем прямо, поколебав это хрупкое доверие, правительство нанесет смертельный удар экономическому подъему России.
«Операция «чистые руки», как иногда называют следствие по делу Ходорковского и его партнеров, не приведет к увеличению налоговых поступлений, а будет лишь способствовать росту теневой экономики, поскольку предприниматели будут стараться еще больше скрывать свои дела от правительства. В конце концов, если один из богатейших людей России может в любой момент лишиться своего состояния, то можно понять и простить простых российских бизнесменов, если они вдруг придут к заключению, что вести дела в открытую опасно.
Первые признаки осознания этого, вероятно, примут форму увеличения бегства капитала. До дела ЮКОСа отток капитала начал сокращаться и даже сменяться его притоком. Согласно данным за первую половину текущего года, после десяти лет безостановочной утечки капитала россияне, вывезшие свои деньги за границу, стали возвращать их обратно и вкладывать в российскую экономику. Бегство капитала из страны быстро примет угрожающие размеры, если президенту Путину не удастся убедить народ, что ЮКОС представляет собой лишь единичный случай и за ним не последуют другие компании.
По моему мнению, бегство капитала из страны значительно возрастет. Следует также ожидать понижения деловой активности и отмены долгосрочных инвестиционных проектов. Таким образом, понижение темпов экономического роста выглядит неизбежным.
И так думаю не только я. Независимые российские экономисты единодушно разделяют это мрачное предположение. Только те, кто тесно связан с режимом, придерживаются иного мнения.
Если остановятся инвестиции, все надежды президента Путина удвоить размер экономики России в течение десяти лет, как он обещал, обратятся в прах. Мой давний скептицизм по поводу этого обещания перерос в уверенность: ситуация вокруг ЮКОСа не позволит удержать темпы роста на уровне, необходимом для достижения этой цели, потому что арест Михаила Ходорковского и наложение ареста на его имущество нанесли сокрушительный удар по доверию деловых кругов.
Действительно, со времен агрессивного капитализма 1990-х годов, когда, по общему мнению, предприниматели, мягко говоря, вообще не проявляли интереса к проблемам друг друга, произошли серьезные изменения. Если так и было когда-то, сегодня ситуация совершенно иная: негативная реакция делового сообщества на преследования Ходорковского правоохранительными органами была сильной и практически единодушной.
Растущие призывы некоторых государственных чиновников к борьбе с экономическими преступлениями в глазах делового сообщества выглядят как насмешка над законом и скрытый намек на то, что правоохранительные органы хотят урвать свой кусок пирога. От улучшившегося было имиджа российской правовой системы остались одни лохмотья.
Сегодня деловое сообщество понимает, что генеральная прокуратура может найти любой предлог для преследования каждого из них. Если правоохранительные органы способны так грубо обращаться с представителями столь крупного бизнеса, то что тогда говорить о среднем или малом бизнесе? Поэтому неудивительно, что владельцы компаний всех размеров сегодня формируют единый фронт для защиты своих интересов.
Тем временем президент Путин упорно отказывается обсуждать дело ЮКОСа или действия правоохранительных органов с деловым сообществом России. Его молчание может подразумевать только согласие с действиями правоохранительных органов.
Но если не президент, то кто должен публично объявить о соответствии действий российских правоохранительных органов требованиям закона? Одной из крупнейших ошибок президента Путина является предоставление правоохранительным органам возможности самим давать оценку своим действиям. Естественно, они неизменно приходят к заключению об их правильности и законности.
Позиция президента ясна, и он от нее не отступит. Фактически, только сами предприниматели могут сейчас повлиять на ход событий: резкое и существенное замедление темпов роста экономики, а также проявление недовольства со стороны российского капитала и возобновление его бегства за границу могут стать последней надеждой заставить правоохранительные органы свернуть с выбранного курса.
Но я не вижу причин для оптимизма. Скорее наоборот, арест Ходорковского только возбудил аппетит правоохранительных органов. Переварив ЮКОС, они бросятся на поиски новой пищи. И после этого разве могут остаться сомнения в том, что жажда новой добычи будет расти и расти?
Евгений ЯСИН — бывший министр экономики при президенте Ельцине, директор по исследованиям Высшей школы экономики (Москва).