Судя по политическим заявлениям, сделанным в конце прошлой недели, надежд на то, что сегодня, с началом новой пленарной недели, работа высшего законодательного органа будет разблокирована, немного. Впрочем, ситуация, в котрой оказалась Верховная Рада в результате блокировки работы сессии частью депутатов, не может быть тупиковой. Кризис, безусловно, будет преодолен. Вопрос сегодня не в способе выхода из тупика, и даже не в направлении этого выхода. Вопрос только в адресе, по которому в «день Ч» соберутся члены парламентского большинства, чтобы повторить успешный опыт почти четырехлетней давности.
На чем базируется уверенность автора именно в таком сценарии дальнейших событий в украинском парламенте? Далеко не на отдельных фразах, которые проскакивали в высказываниях ряда политиков. А в том, что нынешняя украинская политика практически не оставляет места для какого-либо иного реального сценария.
Возможности примирения практически исчерпаны. Оппозиция убедилась в своей неспособности изменить ситуацию в свою пользу в существующих условиях. А это значит, что политическую реформу проголосуют без участия сторонников Ющенко. И заветное место рядом с «народным президентом» может сразу превратиться в ничем не подкрепленный бред. Что бы ни говорили о несовершенстве нынешнего регламента Верховной Рады, о не совсем корректных методах работы членов отдельных фракций большинства ради привлечения на свою сторону дополнительных депутатов, все это происходит в рамках процедуры и не может быть обжаловано в судебном порядке. Поэтому выход только один — создание кризисной ситуации, при которой, по мнению организаторов, будут действовать несколько иные правила.
Очевидно, что пока одни политики стоят около трибуны парламента, другие в безумном темпе ищут пути преодоления ситуации в свою пользу. Что может сегодня оппозиция? Повторить сценарий прошлого года, когда большинство в подобной ситуации пошло на компромисс и не довело дело перераспределения парламентских комитетов до конца? Но ведь на дворе совсем другой год, и не только по погодным условиям. На что могут опираться сегодня те, кто блокирует трибуну ВР? На что сослаться, апеллируя к народу?
Извините за политическую некорректность, но с повышением цен на хлеб никакого кризиса не будет. Те, кто делает на это политическую ставку, живут в еще более отдаленном прошлом, чем сторонники Петра Симоненко. Никогда уже не повторятся очереди за хлебом и запасание сухарей на черный день образца конца восьмидесятых — начала девяностых. Народ стал умнее тех, кто собирается им манипулировать. Голодных людей на улицах украинских городов и сел сегодня в несколько сот раз меньше, чем нетрезвых. Но ведь никто не собирается делать политическую ставку на борьбу с удорожанием водки! Хотя такое имеет место, причем процентное отношение приблизительно такое же, как и с удорожанием хлеба.
Так же не будет резких действий главы государства, на которые может надеяться оппозиция в своих расчетах. Леонид Кучма настолько часто за последние девять лет обещал принять меры к недееспособной Верховной Раде, что бояться этих угроз по меньшей мере несерьезно. Президент заинтересован в политической реформе — это бесспорно. Так зачем же ему распускать парламент, который эту реформу почти готов провести?
Итак, вариантов выхода из кризиса победителями у оппозиционеров не просматривается. Они могут только не так чувствительно проиграть. А зависит все, как всегда, от коммунистов. Если шестьдесят дисциплинированных марксистов-ленинцев пойдут с большинством в предварительно указанный Украинский дом (кстати, разве остальные столичные здания — неукраинские?), то надеяться ющенковцам и их ситуативным союзникам будет не на что. Если же коммунисты не согласятся помочь большинству, что вряд ли, переход в вышеуказанный дом будет происходить в более напряженной и нервной атмосфере. А в другом альтернатива дальнейшему развитию событий не просматривается. Неизвестен только точный адрес собрания большинства. Ждать его объявления осталось совсем недолго?