Комиссар Европейской Комиссии Кристофер Паттен, ответственный за внешние отношения ЕС, не принадлежит к тем, кто, как премьер-министр Италии Берлускони, утверждает, что Украина обязательно будет членом ЕС. Так же он никогда не говорил, что этого произойти не может. Он не считает невозможной отмену визового режима, но не говорит, когда это будет возможно. Паттен отмечает, что Украине не стоит надеяться на какие-то компенсации от ЕС за потери, которые Киев понесет от расширения. Он из тех еврочиновников, которые заявляют, что это выбор Украины: интегрироваться с Германией и Францией — или же с Россией и Казахстаном; но при этом комиссар дает понять, что на Западе были бы разочарованы именно такой постановкой вопроса. И он из тех, кто подчеркивает, что «европейский выбор» должен подтверждаться конкретными делами, а не только выборами. Но выборы, как всегда, будут значить много.
— Что сейчас в отношениях между Украиной и Европейским Союзом следует считать реалистичными ожиданиями? Какие положения и какую цель должен содержать План действий между Украиной и ЕС, переговоры по разработке которого должны скоро начаться?
— Мы с большим удовлетворением восприняли позитивный ответ украинского правительства на предложения, содержащиеся в концепции «Расширенная Европа». В декабре у нас будет встреча по Плану действий. Надеюсь, что в декабре или в январе мы сможем начать переговоры по этому Плану. Также надеюсь, что мы сможем их завершить до конца апреля. Мы надеемся, что сможем начать выполнение Плана действий летом следующего года, задолго до украинских выборов. Что мы хотели бы включить в План действий? Я бы отметил несколько общих сфер. Это — углубленный политический диалог, прогрессивное участие Украины в нашем едином рынке, более глубокое сотрудничество в области юстиции и внутренних дел, которое, в частности, касалось бы вопросов миграции и контроля над безопасностью границ. Перспективными выглядят такие сферы сотрудничества, как транспорт, энергетика, телекоммуникации. Мы бы хотели достичь больше контактов между людьми в таких областях, как образование, культура, наука. Мы бы также стремились уладить трения, сложные проблемы, которые регулярно возникают у людей, когда они путешествуют, пересекая границы. Мы надеемся, что сможем преодолеть эти проблемы, реализуя соответствующие программы при финансовой поддержке Европейского Союза. Так выглядит главное содержание Плана действий.
— Комиссар Паттен, концепция «Расширенной Европы» указывает и на возможность распространения принципа «четырех свобод» (движения людей, товаров, капиталов и услуг) на «соседние страны». В какой промежуток времени было бы реалистично ожидать осуществления этих свобод в отношении Украины?
— Правда то, что в истории развития Европейского Союза некоторые вещи происходят быстрее, чем люди считают возможным. И делаются такие вещи, которые люди вообще считали невозможными. В частности, едва ли не все критиковали наши планы ввести общую валюту. Но мы это сделали — и достигли в этом успеха. Мне бы не хотелось угадывать, в течение какого времени положения нашей политики в отношении Украины могли бы осуществиться. Но мы можем говорить: то, что может быть осуществлено, будет определяться тем, что будет происходить в самой Украине. Чем больше Украина будет утверждать в своем развитии демократию, конкурентоспособную рыночную экономику, верховенство права, тем быстрее и конструктивнее будут развиваться наши отношения.
— Означает ли это, что на развитии наших отношений скажутся также и выборы будущего года?
— Я считаю, что важным будет, чтобы выборы в стране проходили честно и открыто. Если это произойдет и Украина сможет сказать, что она является плюралистической демократией с верховенством права, что она действительно разделяет наши ценности, это будет исключительно хорошей позицией Украины в отношениях с Европейским Союзом. Это не наше дело — указывать на результаты выборов. Но я хотел бы надеяться, что они подтвердят преданность Украины ее европейскому выбору.
— Действительно ли трубопровод Одесса — Броды стратегически важен для Европейского Союза, и в каком именно направлении? Можно ли ожидать поддержки этого проекта со стороны европейского капитала?
— Я надеюсь, что да. Это очень важно для нас с геостратегической точки зрения. Этот трубопровод создавался для того, чтобы транспортировать каспийскую нефть в Европу, и мы бы хотели видеть его работающим. Это очень важно.
— Насколько велики шансы Украины на то, чтобы полностью инкорпорироваться в европейскую архитектуру безопасности?
— Я могу сказать, что это уже происходит. Я не знаю, какое решение в отношении Украины будет принято на саммите НАТО в мае следующего года в Стамбуле. Но я думаю, что у нас будет очень много возможностей для сотрудничества с Украиной. И уже имеются примеры подобного сотрудничества — в Ираке, на Балканах. Украин имеет возможность делать собственный вклад в общую безопасность. Я имею в виду, в частности, ее возможности в авиационных перевозках.
— Если вернуться к реализации принципа «четырех свобод», то что, на ваш взгляд, должно стать первым шагом для того, чтобы можно было отменить визовый режим между Украиной и странами Европейского Союза?
— Думаю, здесь можно выделить две темы, связанные с этой проблемой. Во-первых, чем большего прогресса мы сможем достичь на переговорах по проблеме подписания соглашения о реадмиссии, которая остается для нас чувствительной, учитывая борьбу с нелегальной миграцией, идущей с украинской территории, тем больше у нас будет стимул к сотрудничеству с Украиной над тем, чтобы облегчить визовый режим и путешествия. Одной из очень важных проблем, если смотреть с точки зрения миграции и путешествий, остается проблема уверенности в той стране, с которой вы имеете дело. Вы должны быть уверены в том, что нелегальные мигранты будут возвращены в страну, из которой они приехали.
— Какого термина вы обычно придерживаетесь, когда речь идет об отношениях между Европейским Союзом и Украиной: отношения ЕС — Украина или «европейско-украинские отношения»?
— Я всегда использую термин «отношения между Европейским Союзом и Украиной». Потому что, с моей точки зрения, Украина является частью Европы.