Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Россия «понижает свои акции»

1 ноября, 2003 - 00:00

О тузлинских событиях сказано уже много, но в сказанном видна излишняя сосредоточенность только на двух сторонах конфликта — Украине и России. Причем Россия выступает в роли какого-то просто-таки демонически-активного деятеля — субъекта политики, а Украина — в роли пассивной жертвы, объекта оной. И все — другого мира как будто и нет. Россия — субъект, Украина — объект, а все другие — фон.

В это слишком трудно поверить уже хотя бы потому, что Россия — не СССР. Хотя Запад и демонстрировал в отношении ее сначала почти такие же почести, как и относительно СССР, но в то же время всегда можно было видеть политику ее постепенного «отодвигания» все далее и далее в направлении определения Бжезинского: «Государство среднего уровня и второстепенного влияния». Если Россия и должна быть силой, то силой прирученной, контролируемой. Это значит — не очень большой. Это значит — не нужно ей давать усиливаться.

Тузлинские события можно считать признаком силы или даже усиления России, признаком того, что Россия способна действовать без оглядки на Запад. Но есть и другая версия: можно считать, что Россию умело довели до этих событий, фактически навязали ей поведение, которое в конечном счете не пойдет ей на пользу и приведет к ослаблению ее позиций.

Россия поступила по отношению к Украине очень некрасиво. Что могло заставить Россию так обращаться с Украиной, какова, так сказать, «цена» такого поведения? Вообще-то, если честно, Россия и «бесплатно» может сотворить что-то унизительное для украинцев. Но здесь цена была довольно высокой. Уже сама по себе Тузла имеет немалую ценность. Это ключ к Азову, это миллионные сборы, это маневры с транзитом аммиака. Это и ключ к дальнейшим переговорам о границе по Азову, где также присутствуют значительные материальные интересы. Уже этого достаточно, чтобы не ждать от России деликатности.

Но здесь Россия превзошла самое себя и дошла до действий, для характеристики которых уместны не просто недипломатичные, а нецензурные выражения. Из этого следует, что цена была еще выше.

Не нужно долго искать связанную с Украиной проблему, которая угрожает России потерей миллиардов. Проблема хорошо известна — это нефтепровод Одесса — Броды. Если по нему пойдет каспийская нефть, Россия окажется перед необходимостью приспособления к новым реалиям, в которых будет присутствовать сильная конкуренция российской нефти. Нужно будет быстро что- то делать, вкладывать капиталы в модернизацию отрасли. Иначе — многомиллиардные потери. Ведь известно, чем для России является нефть. Уже этого достаточно, а еще есть проблема, хотя и медленного, но сближения Украины с НАТО, улучшения отношений с США. На горизонте — вероятность потерять свое влияние на Украину, что также угрожает многомиллиардными рисками.

Вот здесь-то и увидели они всю ценность Тузлы. Присоединить ее, выиграв заодно азовские миллионы. Сделать это так, как они делали, чтобы показать всем, «кто в доме хозяин». Хозяин не обязан сообщать всяким там, что он собирается у себя дома делать. Показать всему миру, что Украина — это «всякие там», а не настоящая страна, с которой можно иметь дело отдельно, без согласований с Москвой. В том числе и такие дела, которые касаются каких-либо нефтепроводов. «Хахлы» должны были или не заметить вовремя, или побояться хотя бы шепнуть что-то против. Запад должен был окончательно разочароваться в какой-либо самостоятельности Украины и перестать даже думать как о том нефтепроводе, так и об Украине в НАТО.

Расчудесные расчеты. Но только при условии, что Запад такого варианта не мог предвидеть. Запад же как раз наоборот — не только имел все возможности предвидеть, а мог даже сознательно доводить Россию до решения показать себя во всей «красе». Западу ведь не хочется, чтобы Россия бесконтрольно, самовольно усиливалась. Усиление получилось бы, если бы Россия получила после Тузлы то, на что она рассчитывала.

А если Тузла ни в коей мере не ухудшит отношения Запада к Украине, а наоборот? А если после нее Запад получит прекрасный шанс стать под знамена солидарности с жертвами «империи зла» и перестать слишком приспосабливать отношения с Украиной к желаниям России, и поэтому не только быстро решит проблему с нефтепроводом, но и многие другие проблемы? Пойдет это на пользу устремлениям России? Ясно, что нет.

Кроме того, любое государство сильно не только своей силой, но и своими союзниками. Как повлияют на союзников России тузлинские события? Особенно если эти союзники слабее ее? Им же придется думать: нет ли и у них какой-то тузлы? А если тузлинские события еще и не достигнут своей цели, это неизбежно понизит Россию в глазах ее союзников и толкнет их на поиски для себя вариантов без нее.

Об ухудшении отношения к России в Украине уже и говорить не стоит. И такое ухудшение также не в пользу России.

Показав себя во всей «красе», Россия еще окажется в определенной изоляции, когда каким- то странам в каких-то ситуациях станет неудобно ее поддерживать. Это также не что иное, как ослабление.

Поэтому Запад мог бы решить, что полезно «довести» Россию до Тузлы. Более того, в этом с большой вероятностью, могли бы принимать участие и какие-то украинские политики. Разоблачить этот заговор практически невозможно, потому что для «доведения до Тузлы» не нужно было абсолютно ничего особенного, примечательного. Запад и Украина могли просто играть самих себя. Запад привычно медлил, обращался к менторству, Украина привычно была «многовекторной» и угождала России. Все было так, как и двенадцать лет до этого. Всего лишь могли быть какие-то акценты. Но и тогда — все как обычно, изменения только в выборе мест и моментов. Могла быть бездеятельность там, где могли бы быть и действия. Но всего только «могли бы быть», а могли и не быть, все равно отличить очень трудно.

В России слишком привыкли пренебрежительно относиться к Украине, к ее политикам. В России слишком привыкли, что Запад в своих отношениях с Украиной всегда оглядывается на Россию. Все настолько обычно, что Россия могла не почувствовать опасности и «купиться».

Вряд ли Россия теперь возьмется «срывать маски». Не только потому, что Запад и Украина играли сами себя, и потому под белой и пушистой маской она неизбежно найдет что-то такое же белое и пушистое. Но и потому, что такие срывания масок означали бы для нее не что иное, как признание, что ее элементарно провели. Никто же ее не заставлял, не просил, не поощрял. Ей просто не мешали, и она сама разделась у всех на глазах.

Похоже, что теперь ей лучше всего просто «замять» это дело. В этом случае потери для России будут минимальными.

Александр СТРИЛЕЦКИЙ, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ