Когда в советские времена на одном из заседаний ученых мужей, представлявших все союзные республики, украинские представители презентовали антологию «История городов и сел Украины» (а это более двух десятков томов!) под редакцией академика Петра Толочко, зал поднялся и стал аплодировать. Потому что этот и многие другие фундаментальные труды такого рода, увидевшие свет благодаря энтузиазму наших краеведов, — не просто объемные справочники для кучки увлеченных исследователей. Ведь и борьба за сохранение культурного наследия, и локальные знания (а ведь они в результате и создают глобальную историю страны), по выражению главы Национального музея- заповедника Тараса Шевченко в Каневе Игоря Лихового, — дело национальной безопасности.
Об этом, в частности, шла речь на III съезде Всеукраинского союза краеведов, который вчера завершил свою работу. И о роли государства в жизни организаций, возникающих и существующих на общественных началах, — тоже. Ведь по сути этот, живущий пока еще, энтузиазм перекладывает на свои плечи часть государственной работы: патриотическое воспитание молодежи и национальная идея формируются отнюдь не благодаря постановлениям правительства. А значит, «мероприятия по поддержке краеведческого движения», намеченные Указом Президента еще в позапрошлом году, стоило проводить (в первую очередь, конечно, «предусматривать средства на финансирование этой программы»). Для этого Всеукраинский союз краеведов должен быть причислен к категории творческих организаций: соответствующие правки в свой устав и вносили на нынешнем съезде его делегаты. Однако сетовать только лишь на невнимание государства также не совсем корректно, считает И. Лиховый. Во-первых, члены союза должны сами объединяться — не формально, а фактически. В следующем году, к примеру, грядет знаковое событие — 190 лет со дня рождения Т. Шевченко, и это хороший повод позабыть об отличиях во взглядах на исторические события, представить основательную программу, презентовать свои разработки. «По большому счету, юбилей нужен не Шевченко, а нам: нарастить темпы движения, провести, так сказать, инвентаризацию потенциальных возможностей», — образно поясняет свою позицию директор заповедника.
Упомянутая «инвентаризация возможностей» — тема отдельная. Точек приложения знаний отечественных краеведов — больше, нежели может показаться на первый взгляд. Туризм: этой сфере повсеместно нужны легенды, а последние — один из объектов изучения краеведчества. Знания данных специалистов могут пригодиться даже …производителям товаров и услуг, говорит И. Лиховый. Все просто: если в последнее время так много говорится о создании украинского брэнда, то последний, соответственно, должен иметь украинский вид. Пока же примеров удачного использования украинскими торговыми марками исторических особенностей того региона, где они родились, немного. Важно также говорить об истории на современном языке. Приятно, что хорошим примером воплощения данной концепции в жизнь многими был назван двухтомник из «Библиотечки «Дня» — «Україна Inсognita» и «Дві Русі», презентовавшихся во время съезда.