Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Возраст реализации желаний

Надо ли бояться старости
31 октября, 2003 - 00:00


«Никогда не надо сдаваться, нужно смотреть вперед. Жизнь ведь всего раз дается. И кто знает, что ожидает нас через полчаса?» — считает Зинаида Николаевна Бараненкова. — «Я совсем одинокая. Похоронила и мужа, и двоих сыновей». Вот уже четыре года 76-летняя женщина живет в Доме для пожилых людей, представляющем собой жилой дом с полным комплектом социально-медицинских услуг. Однако старушкой себя не считает: не в ее это характере. Всю жизнь была общественницей. «Привыкла крутиться, — поясняет. — Хотя у меня остеохондроз, гипертония, сахарный диабет — букет болячек, но я не сдаюсь. Сама себе делаю настроение: я сильнейшая оптимистка!» (Смеется.) Поэтому она по-прежнему следит за собой, танцует. Поет любимую «Цыганочку» и даже занимается на тренажерах. Секрет ее оптимизма — как раз в том, чтобы не сидеть без дела, никогда не жаловаться, не завидовать и не думать о невзгодах.

Жизнь в Доме для престарелых людей Зинаиду Бараненкову не тяготит. Наоборот, здесь ей нравится фактически все: добротная квартира, куда вместе с хозяйкой переехали даже старые плакаты и громоздкий комод, директор, старающаяся разнообразить жизнь подопечных, врачи в медпункте. «Только вот никак не прикрепят ко мне персональную сиделку, — шутя вздыхает она. — Я же самостоятельная».

Каждый месяц в мире становится на миллион больше 60-летних. И сегодня пожилые люди — это 600 миллионов населения Земли. В Украине нынче каждый пятый — старше 60 лет. И если, скажем, в 1935 году на сто наших соотечественников приходилось всего шесть бабушек-дедушек, то в 2003-м — на одном работоспособном человеке «держится» три пенсионера. Реальность такова, что многие украинцы даже боятся думать о том, что когда-то их назовут «пожилыми». Несложно догадаться, что тому имеется как минимум две объективных причины: плохое здоровье и социальная изоляция. Разумеется есть и третья — недостаток денег, зависящая — увы — отнюдь не от воли престарелого человека или его окружения.

По словам ведущего научного сотрудника лаборатории социальной геронтологии Института геронтологии АМНУ Нины Вержиковской, к 70 годам только 1 — 1,5% людей остаются практически здоровыми. Остальные же 98,5 — 99% страдают хроническими патологиями, зачастую «наслоенными» друг на друга: сердечные заболевания вместе с желудочно-кишечными, легочными... Порой «букет» — из десяти, а то и более компонентов. Лечить такую «композицию» весьма сложно: когда человек принимает одновременно 3-4 препарата в день, у него возникает так называемая лекарственная болезнь, которую, опять же, надо каким-то образом лечить. По подсчетам американских специалистов, даже в их благополучной стране этим страдает более 40% пенсионеров.

Тем не менее, на 45 — 50% здоровье человека зависит от его двигательной активности, питания, способности противостоять стрессам и закаливания. То есть программу подготовки к старости нужно начинать еще смолоду. Между прочим, США сейчас переживает своеобразный бум долгожительства. И причина, по мнению экспертов, заключается в их двигательной активности и питании (разумеется, сюда не относятся поклонники фаст-фуд).

Как ни странно, увеличение количества 80-летних пророчат и Украине. Демографы-футурологи говорят, что сейчас их 2,5%, а к 2050 году их количество возрастет до 7,5%.

Что касается изолированности пожилых людей, то в данном случае все опять же зависит от них самих. По мнению психологов, любая деятельность (хотя бы и организация, созданная пенсионерами) приносит не только им самим удовлетворение и ощущение собственной значимости, но и экономит государственные деньги. К примеру, в Германии подсчитали: каждый евро, вложенный в реабилитацию пожилых людей, то есть в создание клубов по интересам, различных организаций для пенсионеров, оборачивается 10 евро прибыли государству. Поскольку таким образом в несколько раз снижается количество вызовов «скорой» и уменьшается число госпитализаций.

В Украине существуют различные организации, занимающиеся пенсионерами, работает система территориальных центров социального обслуживания пожилых. В теории центры должны были бы охватывать абсолютно всех пенсионеров, однако на деле из-за нехватки средств (а они финансируются местными органами власти) они занимаются исключительно одинокими. Последние составляют приблизительно 20% от общего количества пожилых людей. Еще столько же — это прикованные к своим квартирам, которые не могут обойтись без посторонней помощи. Остальные фактически оказываются забытыми. Посему нередки случаи самоубийств среди пожилых людей. «Они не могут обеспечить себя, и в какой-то момент сила воли их покидает, — говорит ведущий научный сотрудник лаборатории социальной геронтологии Вера Чайковская. Только в Донецкой области, согласно исследованию, 40% совершивших суицид — люди старше 70 лет».

В Европе считается вполне нормальным, когда дети сдают своих родителей в дом престарелых. К примеру, в Швеции пожилые нередко уходят в подобные заведения по собственной воле. Хотя и не секрет, что жителей этой страны (как, впрочем, и других представителей Запада) порой обвиняют в излишней суровости к родителям, аргументируя это тем, что поколения живут автономно (только 3% шведских граждан проживают в одной квартире со стариками). И даже уход за лежачими берет на себя государство, а не «родная кровинушка». Впрочем, тамошних пожилых это ничуть не оскорбляет, поскольку те слишком уважают свободу и права другого человека и предпочитают не создавать проблем даже очень близким и родным.

«На Западе дома для престарелых — это возможность жить так, как человек хочет, — рассказывает Н.Вержиковская. — Там пенсионеры обитают в комфортабельных комнатах, за которые платят, получают культурную программу и чувствуют себя полноценным гражданами своей страны. Более того, в Европе качественно иное отношение к старости, это время посвящается путешествиям и реализации желаний».

В Украине существуют разные учреждения для пожилых. Это дома-интернаты для престарелых, для психохроников, гериатрические пансионаты. Последние отличаются большей демократичностью, если можно так выразиться, лучшими условиями содержания (вплоть до всех удобств в комнате, где можно жить и одному, и вдвоем). Хотя попасть туда может только человек, имеющий полный рабочий стаж, — ветеран труда. Помимо того, существуют еще так называемые жилые дома с полным комплексом социально-медицинских услуг. Таковых в Украине десять, причем закрытыми их никак не назовешь — фактически любой человек может получить однокомнатную квартиру и перевезти туда свою пусть и старенькую, но родную мебель... Особенность таких домов в том, что на первом этаже размещаются клуб, столовая (не все любят или могут готовить самостоятельно), медпункт и филиалы различных магазинов. В самих комнатах оборудована сигнализация — чтобы в любой момент можно было позвать на помощь сиделку. Единственное условие, чтобы попасть туда — это прежняя квартира, которую пенсионер обязан сдать государству. Вот тут-то кроется самая большая проблема: пока одинокий человек живет в предоставленной государством квартире и о нем заботятся исключительно сестры милосердия, ни у кого претензий по поводу отошедшей государству недвижимости нет. Зато после смерти пенсионера появляются толпы родственников-наследников с адвокатами и различными заявлениями.

«Чтобы переселиться в дом для престарелых, человеку всегда необходимо сделать над собой большое психологическое усилие, — говорит Н. Вержиковская. — Фигурально выражаясь, идя по звонку кушать и по звонку смотреть телевизор, пенсионер теряет свободу. И этого все очень боятся». В то же время, по мнению эксперта, в общественном сознании сложилось неправильное представление о домах престарелых — они почему-то ассоциируются с эдакими богадельнями для бедных и больных. При том, что именно там при нынешних социально-экономических условиях человек в старости может чувствовать себя комфортно.

«Старость — это хорошо, — убеждена Вера Чайковская. — Ведь она не всем дается. Помните, Экзюпери сказал: «Это не другая планета, а то, что, в лучшем случае, ждет каждого из нас». Несмотря на то, что украинские пенсионеры не могут похвастаться тугостью своего кошелька, по мнению экспертов, оптимизма они не теряют. Статистика в этом вопросе говорит сама за себя: ежегодно в нашей стране регистрируется около 6 тысяч браков среди пожилых. 80% пенсионеров — потенциально активны, в особенности в сфере творчества: большинство пожилых пишут стихи и поют.

Яркий пример тому — Зинаида Николаевна Бараненкова. «Я совсем одинокая, — рассказывает она про себя. — Похоронила и мужа, и двоих сыновей». Вот уже четыре года 76 летняя женщина живет вДоме для пожилых людей. Однако старушкой себя не считает: не в ее это характере. Всю жизнь была общественницей (то председателем совета ветеранов, то другой организации), а с мая этого года кубанское казачество выдало ей еще и удостоверение капитана. «Привыкла крутиться, — поясняет. — Хотя у меня остеохондроз, гипертония, сахарный диабет — букет болячек, но я не сдаюсь. Сама себе делаю настроение: я сильнейшая оптимистка! (Смеется.) И никогда не надо сдаваться, нужно смотреть вперед. Жизнь ведь всего раз дается. И кто знает, что ожидает нас через полчаса?» Потому она по-прежнему следит за собой (как женщине и не подкраситься?), танцует. Поет любимую «Цыганочку» и даже занимается на тренажерах. Секрет ее оптимизма — как раз в том, чтобы не сидеть без дела, никогда не жаловаться, не завидовать и не думать о невзгодах.

Словом, запал в душе у украинских пожилых людей еще не иссяк.

Татьяна ОРЛОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ