Достоверный прогноз можно получить, поинтересовавшись новыми композиторскими именами. То есть теми, кто будет создавать украинскую музыку в течение ближайших десятилетий. Самая свежая поросль украинских композиторов — выпускники 2003 года композиторского факультета Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского. Интерес к ним не случаен, так как в этом году киевский выпуск композиторов оказался на редкость плодовитым и разнообразным. В творческую жизнь шагнуло сразу десять юных дарований, половину из которых составляют представительницы прекрасного пола. С некоторыми из них мы и решили вас познакомить.
АННА КУДИНОВА. ОТ ПСАЛМОВ ДО ДЖАЗ-РОКА
Анна — выпускница класса Льва Колодуба. На суд государственной комиссии в качестве дипломной работы представила Симфонию — масштабное сочинение, написанное для большого симфонического оркестра расширенного состава. В настоящее время Анна работает над духовным концертом для смешанного хора без сопровождения «Псалом V» на слова отдельных стихов соответствующего псалма Давида. Эта работа станет попыткой переосмысления достижений в этом жанре Бортнянского и Березовского. В целом Анна не могла бы пожаловаться на то, что ее музыка исполняется недостаточно часто. В конце июня в Черкасском музыкально- драматическом театре состоялась премьера спектакля «Харан — территория любви», к которому Анна написала музыку. Этот спектакль был повторен в Киеве на фестивале «Мистецьке Березілля». Она проявляет немалый интерес и к электронной музыке. Одним из первых публичных исполнений ее творческих опытов в этой области стало «Зазеркалье» для кларнета и электроники, исполненное на фестивале «Форум молодых композиторов». Ранее на этом же фестивале звучали три романса из вокального цикла «Комната», созданного на тексты молодой запорожской поэтессы Марины Брацило. Анна пробует свои силы во многих жанрах, но определенное предпочтение отдает вокальной музыке. В ближайшее время появятся ее новые хоровые сочинения. Не чужды ей и жанры, которые не принято относить к сугубо академическим, а именно — эстрадная песня и джаз-рок. Как и многие композиторы, Анна овладела несколькими музыкальными специальностями. Она — и теоретик, и дирижер камерного оркестра. Безусловно, дирижерская «жилка» благотворно влияет на ее мышление в области крупных симфоническим форм. А сейчас под руководством Игоря Стецюка она работает еще и в области электронной музыки и синтеза звука.
ПАВЕЛ ПАВЛОСЮК. СМЕТАЯ БАРЬЕРЫ
Павел — воспитанник класса Юрия Ищенко. Его выпускной работой стал «Chant» (Псалом 101 «Господи, вислухай молитву мою») для сопрано и симфонического оркестра. Это сочинение, наряду с другими выпускными сочинениями его собратьев по музыкальной академии, было исполнено и записано в большом концерте, прошедшем в зале столичного Дома звукозаписи. Следует заметить, что духовная тематика и использование солирующего голоса (сопрано) стало своеобразной отличительной чертой выпускников класса Ищенко. Что же касается Павла, в столичную музыкальную академию он пришел выпускником Донецкого музыкального училища, где приобрел специальность пианиста. Сейчас он работает над чрезвычайно интересным новым сочинением — кантатой «Фуга смерти» на слова Пауля Целана в переводе Василя Стуса. Эту музыку должен будет исполнять весьма необычный состав: солирующее сопрано, мужской секстет и камерный оркестр в составе струнных и двух тромбонов. Эта кантата будет представлена Павлосюком при поступлении в Союз композиторов Украины. Павел также является рок-музыкантом. И, разумеется, его отличает особый интерес к фортепиано. Поначалу молодого композитора привлекала развернутая, концертная трактовка рояля. Сейчас он отошел от этого. Хотя фортепианных сочинений им создано немало — это и миниатюры, и вариации на тему «Веснянки». В «портфеле» композитора в настоящее время имеется два струнных квартета и незаконченное трио.
Рассуждая о судьбах современной академической музыки, Павел справедливо заметил, что композиторская изобретательность постепенно себя изживает. И в сочетании с неподготовленностью аудитории это создает определенный барьер на пути «серьезной» музыки к слушателю. Говоря о своем творческом кредо, Павел подчеркивает стремление к «новой простоте», которая позволяет погружаться в особые состояния, граничащие с религиозной сосредоточенностью. Обращение внутрь себя с выходом сознания на новый духовный уровень — таков путь, по которому движется этот композитор.