«Пока кто-то протестует, другие строят», — таким лозунгом отреагировали сторонники правящей в Италии партии нынешнего премьер-министра Сильвио Берлускони на вчерашнюю масштабную забастовку в стране. Впрочем, немногочисленное собрание проправительственных сил на одной из площадей в Милане резко контрастировало с многолюдными демонстрациями против инициатив правительства Берлускони. Итальянцы возмущались новыми премьерскими предложениями по пенсионной реформе. Возмущение протестантов фактически на весь день «парализовало» страну: не работали финансовые учреждения, почты, школьники получили незапланированный выходной. Туристам пришлось отложить всякие попытки путешествовать — одна только авиакомпания «Алиталия» отложила около 150 рейсов. В крупнейших мегаполисах было блокировано движение городского транспорта, больницы оказывали исключительно неотложную помощь. Промышленные гиганты, в частности, автомобильный концерн ФИАТ, также приостановили свою работу.
Призывами к солидарности в эти дни в Италии злоупотребляют все. Но, в отличие от тех, в которых глава итальянского правительства пропагандирует свою реформу, объединительные лозунги оппозиции находят поддержку граждан. Именно лидеры трех крупнейших оппозиционных партий стали инициаторами забастовки в знак протеста против нововведений Берлускони. По плану итальянского премьера, обнародованному в масс-медиа три недели назад, пенсионная реформа предусматривает установление нового верхнего возрастного предела трудоспособности. Мужчины получат возможность уйти на заслуженный отдых только после достижения ими 65 лет, а женщины — 60. Ранее «возрастной ценз» для обоих полов составлял 57 лет, а продолжительность выплат ограничивалась 35 годами (сейчас предлагается 40 лет). В случае одобрения реформы парламентом после декабрьского ее рассмотрения, изменения в процедуре выхода на пенсию войдут в силу в 2008 году.
Аргументы Берлускони в пользу своих намерений — нынешняя пенсионная система Италии, сложившаяся в послевоенное время, безнадежно устарела. В результате увеличения средней продолжительности жизни граждан государство тратит слишком много денег на выплату пенсий, в то время как могло бы получать прибыли от их труда. В то же время противники реформы отмечают, что Берлускони при разработке проекта больше руководствовался экономическими интересами, чем нуждами простых итальянцев. Недовольство граждан политикой премьера в значительной степени подпитывает сложная экономическая ситуация, связанная с инфляцией и ростом цен на продовольствие, которую Италия никак не может преодолеть после введения единой европейской валюты. В стране, чья экономика является третьей в Евросоюзе, зафиксирован самый низкий ее прирост с 1999 года, одной из основных причин чего является значительное снижение объемов экспорта. Берлускони, к тому же, ощущает давление извне — Брюссель давно требует от него пресечь рост инфляции и уровня безработицы в стране.