В течение последних восьми лет предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет твердой рукой развивает независимую поместную православную церковь, отстаивая право украинского народа на такую церковь не только перед некоторыми иностранными церквями, но часто и перед своей собственной властью. В значительной степени благодаря патриарху Филарету идея украинской автокефалии не потонула в бурях последних лет и не стала еще одним фиаско молодого государства. Ниже Киевский патриарх рассказывает о достижениях и потерях своего восьмилетнего патриаршества.
— Ваше Святейшество! Прошло 8 лет с того дня, когда вы были избраны патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). Какие изменения произошли с тех пор в этой церкви? Как выросли ее структуры? Что было главным в вашем служении?
— Восемь лет назад, как и сегодня, передо мной стояла задача утверждения и развития в Украине независимой поместной Украинской православной церкви. За эти годы в развитии церкви произошел довольно значительный прогресс. Можно с уверенностью утверждать, что УПЦ КП состоялась как поместная церковь. До 1995 года еще стоял вопрос: «Существовать или нет этой церкви?». Сегодня же наша церковь настолько окрепла, что вопрос «быть или не быть» исключается. Она действительно является поместной православной церковью.
Чтобы убедиться в этом, стоит обратиться к конкретным изменениям в жизни нашей церкви и сравнить то, что было на время моей интронизации в1995 году, с тем, что есть сегодня. Во-первых, тогда у нас было всего 19 епархий и только в Украине; сегодня же их 33, в том числе 4 — за рубежом. Наши епархии есть в каждой области, а в некоторых — по две. То же касается архиереев. До 1995 года их было 18, сегодня — 37. А что касается церковных общин, то 8 лет назад в составе церкви их было немногим больше 2000, сейчас — более 3600. Знаменательно, что наиболее растет количество парафий Киевского патриархата (КП) в восточной и центральной Украине. Идет активное возведение храмов — за последние восемь лет КП построил на территории страны несколько сотен новых храмов. Только за осенние месяцы этого года я освятил четыре церкви.
Активно занимаемся развитием духовного образования. До 1995 года церковь имела одну духовную академию и три семинарии. Сейчас работает две академии — в Киеве и Львове, имеем Богословский факультет при Черновицком университете и Богословский институт в Ивано-Франковске, а также шесть духовных семинарий. Количество монастырей выросло с 10 до более 30. Они не большие по количеству насельников, но это зависит от числа желающих жить там, — их сегодня не так много.
Немало усилий прилагаем для обеспечения парафий образованным духовенством. Сейчас церковь имеет где-то 2800 священников. Это меньше, чем число парафий, в частности, потому, что в Западной Украине есть такая традиция — один священник обслуживает две парафии; к тому же, не все парафии могут самостоятельно содержать священника. 80% нашего духовенства имеет духовное образование — закончили семинарию или академию; кое-кто — с высшим светским образованием. Без дипломов — 20%, но все они учатся в семинариях заочно. Церковь обязывает их получать не столько диплом, сколько образование.
Одним из наших важных достижений является то, что за эти 8 лет мы перевели на украинский и издали все богослужебные книги; это около 20 отдельных книг — Новый Завет, богослужебные Евангелия, Апостолы для церковного употребления и др. Издаем журнал «Православный вестник» и ежегодник «Украинский богослов», общецерковную газету «Голос православия» и многочисленные епархиальные газеты и журналы.
Среди достижений вижу и тот факт, что несмотря на постоянные попытки Москвы отделить КП от мира, мы постепенно выходим из этой изоляции. Сегодня имеем контакты с Константинопольской патриархией, с Болгарской и Македонскими церквями. Нас приглашают, после нескольких лет перерыва, на международные конференции, которые проводит Римско-католическая церковь как в Украине, так и за рубежом. В прошлом году я был на приеме в ООН, где демонстрировалась украинская культура. Так, несмотря на все усилия наших недоброжелателей, КП выходит в мир, как великая церковь великой страны, с которой нужно считаться.
— Какая важная церковная проблема Киевского патриархата остается и сегодня нерешенной?
— Важнейшим из того, чего до сих пор не удалось достичь, является признание Украинской православной церкви Киевского патриархата другими православными церквями мира. Хотя у меня нет ни малейших сомнений в том, что Киевский патриархат будет в конце концов признан. Вот только — когда? Наша церковь постоянно растет, но уже сегодня она более многочисленная, чем многие другие церкви, такие, как например, Болгарская, Греческая; не говоря уже об исторических восточных церквях (Иерусалимская, Александрийская и другие). Даже Константинопольский патриархат меньше Киевского. Ведь нас признают более 10 миллионов граждан Украины. (Напомню тот факт, что по результатам социальных опросов, проведенных как украинскими институциями, так и европейскими и даже — российскими, КП вдвое больше УПЦ Московского патриархата по количеству сторонников.) Поэтому рано или поздно другие церкви вынуждены будут признать Киевский патриархат. А от непризнания страдает не так Украинская церковь, как разделенное Вселенское православие.
— Как относится к КП украинская власть, украинское общество? Как это отношение изменилось за последние 8 лет?
— Ситуация вокруг церкви с самого начала сложилась неблагоприятная. Помните побоище на Софийской площади? Это было яркое проявление отношения власти к Киевскому патриархату, более того — попытка уничтожить КП как церковь и присоединить его или к Автокефальной церкви, или к УПЦ Московского патриархата. Сейчас атмосфера несколько изменилась. Уже никто не мечтает о полной ликвидации Киевского патриархата; даже пытаются устанавливать с ним добрые отношения. Однако власть отнюдь не содействует развитию КП, а совсем наоборот — всячески поддерживает церкви УПЦ МП. Если бы было равное отношение к обеим церквям, то наши достижения были бы намного большими. А сейчас часто наблюдаем такую картину — когда парафии МП хотят перейти в Киевский, их «не пускают» — местная власть не перерегистрирует. Но в целом, по сравнению с 1995 годом, ситуация несколько улучшилась.
— Как изменилась за эти годы УПЦ МП? Ведь наличие такой реальности, как Киевский патриархат, не могло не отразиться на этой церкви.
— Изменения в МП, конечно, есть. Эта церковь стала более агрессивной, о чем свидетельствуют многочисленные насильственные действия, имеющие место в Киево-Печерской лавре, а также в других регионах, где нападают на парафии КП, разжигают религиозную вражду, где с амвонов звучат агрессивные проповеди. Имеет место также полный запрет общения епископата и духовенства МП с духовенством КП. Это очень негативное явление — ведь живем в одной стране. Между тем, в среде духовенства УПЦ МП имеет место постепенное осознание того, что процесс образования независимой Украинской церкви — необратим. Значительная часть священников и епископов в душе готова к объединению с КП, но не осмеливается это сделать. И именно из- за позиции власти, особенно местной, из-за ее расположения к УПЦ МП. Поэтому колеблющиеся избирают более выгодный и безопасный путь.
— Известно, что УАПЦ переживает не лучшие времена; кое-кто считает даже, что церкви как таковой сейчас не существует. Предусматривает ли Киевский патриархат возможность объединения с этой церковью?
— Было время, когда мы хотели, чтобы это объединение произошло — подписывали договоренности с руководством УАПЦ в Киеве и в Константинополе. Но все это не принесло результатов. Поэтому сейчас я не вижу большой пользы от возможного объединения. Ведь в УАПЦ идут процессы внутреннего разделения, противостояний, вражды. И я боюсь, что все это будет продолжаться — но в больших масштабах — и после объединения с КП. Не хочу также, чтобы объединение с УАПЦ было кратковременным. Это несерьезно.
Кстати, хочу напомнить — как еще одно достижение последних восьми лет — об единстве Киевского патриархата. До 1995 года здесь были различные течения, внутренняя борьба сторон. Сейчас этого нет.
— Ваше Святейшество, общеизвестно, что вскоре после вашей интронизации Московская патриархия предала вас самому страшному для христиан наказанию — анафеме. Если бы вы предвидели, что это может случиться, сделали ли бы то, что сделали?
— Я думаю, что такое предвидение ничего бы не изменило — я все равно пошел бы по тому же пути, так как его выбор зависел не от того, какие санкции примет Московская патриархия. Главным для меня было осознание того, что раз возникло украинское государство, в нем, как в каждом православном государстве, должна быть своя независимая Православная церковь. Я знал, что пребывание в составе МП является временным явлением, а независимая церковь в независимом государстве — это будущее. И избрал будущее, хотя знал, что это путь тернистый и тяжкий. Последние годы засвидетельствовали, что идея независимой УПЦ — верная идея. Думаю, что и Московская церковь в Украине чувствует, что она здесь временная и что рано или поздно ей придется объединяться с Киевским патриархатом в одну поместную церковь.
А тогда они были уверены, что ничего в Украине в конечном счете, не изменится — «поиграются» в независимость и вернутся в российскую империю. Кое-кто и сегодня так думает. Но исторический процесс работает против них. Вот посмотрите — создали СНГ; оказалась — «бумажная империя». Думаю, что с ЕЭП будет то же самое. Хорошо свидетельствует об истинных намерениях России то, что происходит сейчас на Азовском море. Как-то так получается, что все, что Россия делает для присоединения Украины, нас только отталкивает от нее. Они сами копают пропасть между Украиной и Россией, пропасть, которую потом будет тяжело преодолеть. И все их надежды подчинить Украинскую церковь — это только желание. Этого не будет.
— Скажите, пожалуйста, какие общественные и политические движения поддерживают Киевский патриархат?
— Нас поддерживают все те партии и общественные организации, которые отстаивают украинскую государственность. И мы их поддерживаем. Позиция церкви в том, чтобы не замыкаться на каких-то отдельных группах или партиях, а сотрудничать с любыми политическими партиями, которые содействуют укреплению украинской государственности.
— Как вы относитесь к проекту Закона о поправках к действующему Закону о свободе совести?
— Наша церковь относится негативно. Эту точку зрения разделяют также Греко-католическая и Римско-католическая церкви, большие протестантские объединения. Мы вместе подписали обращение к Президенту и к председателю ВР — против этого проекта. Почему? Потому, что мы видим в этом проекте мину замедленного действия, которая разожжет религиозную вражду в Украине на почве церковного имущества. Ведь предоставление церкви прав юридического лица означает право собственности на имущество, на землю. В результате Московский патриархат получает в свою полную собственность церковное имущество на территории Украины. Независимо от воли верующих. Обе наши славные Лавры также становятся собственностью Московской патриархии. В Почаевской лавре уже идет ожесточенная борьба за изъятие из государственной собственности всего имущества вместе с землей и полное подчинение его Москве. Против этого восстала общественность Галичины. Характерно, что на защиту Лавры стала не только УПЦ КП, но и УАПЦ и Греко-католическая церковь — эта национальная проблема объединила все национально сознательные силы. Мне также известно, что митрополит Владимир Сабодан обратился к Президенту, правительству и ВР с просьбой передать Киево-Печерскую лавру в собственность УПЦ МП (читай — Московскому патриархату). Между тем, издавна известно, что тот, кто владеет этими двумя Лаврами, владеет душой украинского народа. Между прочим, борьба за лавры вписывается в общую политику России в отношении Украины. Поэтому мы против принятия этого Закона на данном этапе. Церковь имеет право быть юридическим лицом, но не в условиях разделенного украинского православия. Пусть церковь сначала объединится и станет полностью независимой.