По оценкам специалистов, оборот теневого рынка только водки в Украине составляет от 300 до 500 млн. долларов ежегодно. На эти деньги содержатся «крыши», боевики и рабочие, которые обслуживают подпольное производство. Люди, трудящиеся в этой сфере, день за днем втягиваются в преступный мир, считая его правила общественной нормой. Деньги водочных теневиков формируют спрос на преступность.
В последнее время государство принимает все более строгие меры по пресечению производства фальсифицированного алкоголя. К сожалению, это помогает не всегда. По данным экспертов «СОВАТ», в 2002 году удельный вес нелегального производства ликероводочной продукции в Украине составил около 70%, в то время как в 2000 и 1999 годах этот показатель оценивался на уровне 45,7 и 41,1 соответственно.
В связи с этим растет и количество смертей в результате употребления некачественного алкоголя: если в 1994 году эта цифра составляла 7 тысяч человек в год, то в прошлом году зафиксировано уже более 10 тысяч летальных исходов. Отравления происходят в первую очередь от дешевой водки, которая может производиться буквально в домашних условиях.
По мнению большинства специалистов, без изменения акцизной политики и наведения элементарного порядка в распределении спирта справиться с водочными теневикам невозможно.
Проблема в том, что мощности водочных цехов, открытых в начале 90-х для производства дешевой водки и быстрого пополнения бюджета, которым принадлежит всего лишь 1/10 часть алкогольного рынка, загружены едва ли наполовину, а в некоторых областях, судя по официальной статистике, — на 10 —15%.
Этим-то обстоятельством и пользуются производители фальсифицированного алкоголя. Основная масса теневой водки делается на лицензированных заводах «в третью смену». Главная проблема в этом деле — где достать спирт. Все спиртовые заводы в Украине принадлежат государству, и ставка акцизного сбора в размере 32 гривен за декалитр приближает себестоимость изготовленной из него водки к себестоимости легального продукта. Казалось бы, путь для теневиков закрыт. Но лазеек в законодательстве — как по заказу. Все дело в наличии льготных ставок акцизного сбора. Например, некое предприятие покупает несколько тонн спирта для производства «тройного» одеколона. Поставки спирта для нужд парфюмерной продукции идут по льготным акцизным тарифам, за декалитр (дал.) покупатель платит всего лишь гривну. Ну а покупатель «парфюмерного» спирта (который идентичен продовольственному) и не думает делать из 96-процентной жидкости одеколон; из почти всей купленной партии спирта делается водка. Она нигде не учтена, никакими налогами не облагается, и вся прибыль от ее продажи идет в карман производителю. Себестоимость товара сводится к минимуму за счет снижения затрат на качество — нет расходов на очистку воды, на добавки, спирт берется обычный пищевой, а не «люкс», не применяются добавки, тара используется самая простая. Рентабельность производства такой водки составляет до 400%. Неудивительно, что около 50% выпускаемого в стране спирта уходит по льготным ставкам, а нелегальный рынок водки стремительно увеличивается.
Нарисовать портрет современного водочного теневика невозможно. Неправильным будет сводить все только к разливочному цеху, производящему суррогат в антисанитарных условиях где-нибудь в гараже, или к бабке-пенсионерке, торгующей на ближайшем рынке водкой по 4,50 за бутылку. Речь идет о «хорошо отработанной» специализации и «высоком чувстве ответственности» за работу каждого нелегального конвейера: контрабанда (хищение) спирта — подпольное производство водки — оптовые поставки — реализация. Составные части такого конвейера могут находиться в разных регионах Украины и даже в ближнем зарубежье.
Необходимо существенное изменение отечественного законодательства. По словам главного экономиста концерна «Укрспирт» Владимира Маховки, органы власти до сих пор не нашли ключевых решений относительно реформирования отрасли, которые можно было бы вынести на суд общественности. Сегодня отсутствует информация о фирмах, нарушающих действующее законодательство и работающих с безакцизным спиртом, а налоговики даже не предоставляют информацию о плательщиках акциза концерну, отвечающему за производство.
Государство должно продолжать борьбу с теневиками всеми доступными методами. Постановление Кабмина, утвердившее новый порядок определения производителей и покупателей спирта и осуществления контроля за его оборотом, может поставить заслон контрафакту, «вытекающему» из государственных спиртзаводов, поскольку предполагает усиление контроля за государственными спиртзаводами со стороны ГНАУ и Минэкономики. Вот только это нужно доказать на деле.
Участники легального рынка алкоголя не без оснований полагают, что для успешной борьбы с фальсификатом недостаточно периодически обновлять «нормативку», регулирующую работу отрасли. Государство должно взять под жесткий контроль осуществление уже принятых решений.
Что можно и нужно сделать еще? Позиция Ассоциации СОВАТ такова: для лучшего контроля за оборотом спирта необходимо внедрить специализацию спиртовых заводов. В идеале производство технического спирта вообще стоит сосредоточить на отдельных предприятиях. Необходимо упразднить льготную ставку акциза: спирт должен отпускаться либо по единой ставке, либо по максимально приближенным друг к другу. Ликвидация льгот по акцизному сбору на спирт может стать непреодолимым барьером на пути теневого сырья.