Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Эскиз к портрету современника

3 октября, 2003 - 00:00

Кого только не встречаешь ежедневно в человеческом потоке! Вот, например, честный, а работать почему-то не любит, не хочет; а там его антипод — работящий, как пчелка, но «що ступне, то збрехне» (как говорили у нас на селе). В этом случае и не знаешь, кому из двух отдать предпочтение; по-видимому, все-таки второму. А бывает, повезет, и совсем случайно познакомишься с человеком, который честно и упорно работает что есть силы. Речь идет об Андрее N — представителе поколения, которое в начале 90-х еще ходило в средние классы школы.

Биография его простая. Отец рабочий, мать медсестра; Андрей имеет высшее образование — военный инженер-механик. Но получив диплом, он быстро понял, что военная карьера не для него: десятилетиями ждать повышение в звании, ждать, когда дадут квартиру, служить там, «куда пошлют» и получать, имея диплом, жалких 250 гривен (сейчас уже целых 500). А вокруг бурлит жизнь, которая, внешне во всяком случае, каждому дает шанс самостоятельно устроить свою судьбу. И Андрей пошел в отставку (не без трудностей), спрятал свой диплом в далекий ящик и «начал поиски своей собственной ниши».

Начал с того, что, несмотря на финансовые трудности, закончил шестимесячные очные курсы менеджеров и получил еще один диплом, которым, однако, также не смог воспользоваться. Потому что куда не тыкался, везде от молодого человека требовали опыт, стаж. Получался замкнутый круг — для стажа нужно работать, а на работу не берут. Даже бывший приятель, с которым вместе служили в армии, отказался взять его к себе в фирму: «Знаешь, старик, ты немного потренируйся где-то там, а уж потом приходи!».

Трудно было Андрею, но не сломался, как это произошло с некоторыми его товарищами. По-видимому, помогли многолетние занятия боксом. Решил начинать свой собственный маленький «бизнес». Сегодня, через несколько лет, Андрей известный в определенной сфере обслуживания человек, специалист по так называемым «проемам» — он мастерски и даже художественно ремонтирует оконные и дверные квартирные проемы после замены окон. Рынок таких услуг прогрессивно растет — все большая часть киевлян заменяет свои деревянные «советские» на «западные» рамы и стекла. У Андрея широкий «фронт работ». «Посмотрите только, — говорит он, — на те мириады ужасных окон, которые нас окружают! Окон, которые невозможно ни открыть, ни закрыть, ни держать в чистоте!». Клиенты «передают» его друг другу, заказов много. Пришлось нанимать помощников, а также купить микроавтобус — заработки уже позволяют. Ведь без авто невозможно качественно обслужить всех желающих, вовремя быть на месте, не обременять заказчиков закупкой материалов.

С расширением бизнеса начались проблемы. По словам Андрея, очень сложно найти действительно честного добросовестного рабочего: «Довольно часто попадаются люди, которые готовы на какую угодно халтуру за спиной клиента. Я же думаю, что самым строгим критиком должен быть я сам — должен видеть и те недостатки в своей работе, которые клиент никогда не заметит. Не люблю, когда меня тычут носом в огрехи».

Андрей уверен, что сегодня в Киеве только ленивый не найдет работу, не заработает на жизнь: «Кто хочет и может делать — будет работать. Есть, однако, разные люди. Одни ленивые — они будут сидеть голодными, а палец о палец не ударят ради заработка. Другие обязательно хотят командовать (особенно отставники) или ищут «чистую» работу. Я столкнулся еще с одним типом работников — с людьми, которые имеют весьма «низкую планку» потребностей. Скажем, начал парень зарабатывать $250 и все — больше ему не нужно. Отказывается работать, не хочет идти по заказу. В голове только одно — прогулять эти свои 250. Между тем в Киеве не только большой рынок, но и большая конкуренция — немного расслабился и тебя сразу выбрасывает с колеи».

Что касается Андрея, то он готов на любую работу, чтобы жить по-человечески. Сейчас перед ним «сверхзадача» — собрать деньги на квартиру. Сегодня жилье снимает — родители с его младшим братом живут в однокомнатной. Так что жить негде, некуда привести невесту (уже три года встречаются). Квартиру собирается купить в старом доме: «Насмотрелся я на те новые дома, которые внешне так красиво выглядят — с башнями, колоннами, арками и тому подобное. А в своих квартирах новоселы вынуждены заменять все — от потолка до пола. Такое там качество. Фактически человек получает только стены; все остальное — и окна тоже — нужно менять. Я все это очень хорошо знаю, потому что у меня много клиентов среди новоселов. Насмотрелся — даже пол в тех новых домах кривой».

Для Андрея деньги существуют не только ради денег. Собирается обустроиться и опять идти учиться: «Завидно мне видеть, какое хорошее образование могут получить теперь студенты — современные специальности, серьезное изучение иностранных языков. С другой стороны, даром, что сам молодой, не понимаю нынешний молодежный стиль жизни — моды, отношения между девушками и юношами, развлечения. Ничего не стыдятся, курят, пьют, нюхают. Это у меня, наверное, от того, что с детства серьезно занимался боксом, понимал, что такое здоровый образ жизни, ценил здоровье и хорошую форму».

Наш герой, как большинство украинцев, также интересуется политикой. На мой вопрос, кого бы он хотел видеть президентом Украины, уверенно ответил: «Леонида Кучму». «Почему? — спросила я и услышала ответ: «Потому что неизвестно, кого выбирать вместо него — один лучше другого».

Советские времена Андрей почти не помнит, не очень хорошо в них ориентируется и еще меньше интересуется. Он живет в одном, а не в двух разных мирах, как это сегодня случается с людьми старшего возраста. Андрей воспринимает жизнь как она есть, адаптируется к ней, как может, и не занимается бесконечными сравнениями вчерашнего и сегодняшнего. Для этого молодого человека абсолютно нормален тот факт, что его жизнь полностью зависит от него самого, от его труда. Показательно также, что он последовательно строит работу своего малого предприятия на основе пунктуальности и на доверии: клиент доверяет ему, он — клиенту. Как говорил герой Карпенко-Карого: «Ваше слово выше всех векселей и расписок!». Так, может, что-то все-таки меняется в нашем королевстве, господа?

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ