Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Национальная опера начала с украинской классики

12 сентября театр открыл свой 136-й сезон
16 сентября, 2003 - 00:00

По установившейся традиции показали эпическую драму «Тарас Бульба» Николая Лысенко. Главные партии исполнили ведущие солисты театра: Валентин Пивоваров (Тарас), Людмила Юрченко (Настя), Петр Примак (Остап), Павел Примак (Андрей), Лидия Забиляста (Марыльца); дирижер — Владимир Кожухарь, хормейстер — Лев Венедиктов.

В субботу зрителям представилась возможность познакомиться с балетом Константина Данькевича «Лилея», поставленным хореографом Валерием Ковтуном под занавес прошлого сезона. Киевский театр пятый раз обращается к этому произведению композитора. Валерий Петрович основательно переделал первоначальный вариант либретто, созданный Всеволодом Чаговцом (кроме одноименной баллады Тараса Шевченко, в него входило еще восемь произведений). Когда балет ставился впервые, а это было в 1940 году, хореограф Галина Березовая создавала «Лилею» как героическую драму. У Ковтуна получился романтический спектакль о любви без социального подтекста. По словам балетмейстера, он доволен результатом и возможностью поработать в столичной Опере, с которой у него связано немало ярких страниц творческой биографии. На этой сцене Валерий Петрович был и премьером балета, и хореографом. Исполнительский стиль Ковтуна отличается академической чистотой, лиричностью, тонким психологизмом в раскрытии образов. Этих качеств хореограф старается добиться и от танцовщиков, занятых в его постановках. В субботу главные партии в «Лилее» исполнили Наталья Лазебникова (Лилея), Андрей Гура (Степан) и Евгений Кайгородов (Князь).

После спектакля В. Ковтун не скрывал, что сильно волновался. После двух месяцев отпуска не все танцовщики вернулись в хорошую техническую форму. Некоторым надо поактивнее потренироваться у станка и порепетировать в зале и на сцене — и все станет на свои места. Несмотря на плотный график работы балетмейстера (Ковтун ставит не только в Украине, но и в Японии, Испании, Словакии), он будет внимательно следить, как «расцветает» его «Лилея». Этой постановкой уже заинтересовались импресарио нескольких зарубежных стран, пригласив коллектив в гастрольное турне.

В воскресенье меломаны слушали еще один шедевр украинской классики — оперу «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского.

А что же в планах театра в новом сезоне? Первой премьерой станет «Раймонда». Ныне полным ходом идут репетиции. Ставит балет Виктор Яременко. Оформление спектакля делается по эскизам львовских художников Т. и М. Рындзаков.

Главный режиссер театра Дмитрий Гнатюк обновит оперу Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда»). В середине 60-х ее ставила прекрасный мастер Ирина Молостова. У нас шла вторая редакция этого произведения. Композитор приезжал на премьеру и после просмотра сказал: «В Киеве сделана лучшая постановка оперы». Дмитрию Михайловичу Гнатюку повезло, что ему не надо искать, кто же исполнит сложнейшую в вокальном и драматическом плане роль Катерины. В театре есть супер-«Леди Макбет Мценского уезда» — прима Оперы Светлана Добронравова. У знаменитой певицы обширный репертуар, а Измайлова — одна из ее коронных партий. Светлана Альбертовна пела не только в версии Молостовой, но и в международной постановке Мстислава Ростроповича, когда репетитором выступала экс-прима Большого театра Галина Вишневская, которой Шостакович специально писал сочинения. (Интервью с Добронравовой читайте в ближайших номера «Дня».)

Благодаря помощи посла Италии в Украине Иоланды Брунетт-Гетц и представителя Еврокомиссии Норберта Жустена, которые подключили своих коллег-дипломатов из Франции и Германии, рождается интернациональный проект — постановка оперы «Дон Карлос» Дж. Верди. Ходят слухи, что в Киев вновь хотят пригласить итальянского режиссера Марио Корради. Дирекция Национальной оперы Украины осталась очень довольна его решением «Турандот».

В настоящее время ведутся переговоры с Фондом Джорджа Баланчина, чтобы перенести одну из балетных «драгоценностей» этого великого мастера на киевскую сцену.

В апреле к 18-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС пройдет вечер памяти погибших в техногенной трагедии ХХ века. В исполнении «Военного реквиема» Б. Бриттена кроме коллектива театра примут участие капелла «Думка», ансамбль «Киевские солисты» и «Детская опера» (дирижер Владимир Кожухарь).

Не забыты интересы и маленьких зрителей. Для них поставят балет «Буратино». Музыку пишет киевский композитор Юрий Шевченко.

В новом сезоне состоятся гастроли наших солистов оперы и балета в Греции, США, Германии, Дании, Франции, Австрии, Швейцарии и Японии. Уже получено приглашение принять участие в культурной программе на Всемирной торговой ярмарке, которая пройдет в Барселоне.

В планах театра — обновить украинскую оперную и балетную классику. Труппу пополнит молодежь из числа стажеров. Заключены договоры с ведущими артистами, которые будут совмещать выступления в родных пенатах с работой за рубежом.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ