На прошлой неделе на страницах нашей газеты развернулась дискуссия относительно идеи разгосударствления печатных СМИ. Напомним, что, по мнению редакторов коммунальных СМИ Киевщины, эту идею «вообще следует снять с повестки дня». «День» тогда предоставил возможность высказать жесткие, но достаточно убедительные контраргументы Михаилу Вейсбергу, президенту Украинской ассоциации издателей периодической прессы, который активно лоббирует законопроект о разгосударствлении СМИ. Как и следовало ожидать, представителей коммунальных СМИ его доводы не убедили. Почему? Об этом рассказал Виктор ГЛУЩЕНКО, председатель Совета редакторов коммунальных СМИ Киевской области, заслуженный журналист Украины, редактор Мироновской районной газеты «Мироновский край»:
— Откликнуться на статью «Упражнения в творчестве» за казенный счет» («День», № 153) меня заставило несколько причин. Первая — я редактор газеты, которую господин Вейсберг стремится разгосударствлять. Вторая — в статье приводится моя фамилия. Третья, и самая главная причина, — редакторский корпус Киевской области, который я представляю как председатель Совета редакторов коммунальных СМИ Киевщины, совершенно не согласен с аргументами господина Вайсберга.
Аргументы относительно разгосударствления коммунальных СМИ выглядят так: районные и горрайонные газеты имеют все возможности для самостоятельного, без финансовой поддержки власти, существования. Мол, они имеют большую читательскую аудиторию, с одной стороны, а с другой — растущую группу рекламодателей. Но, подчеркивается в статье, местные журналисты не желают использовать эти обстоятельства, чтобы работать самостоятельно, а хотят «висеть на бюджете». А это, подчеркивает М. Вейсберг, паразитизм.
Возьму для примера относительно большой читательской аудитории нашу газету «Мироновский край». 40,5 тысячи населения нашего Мироновского района подписывает аж 399 различных газет. Их тираж 16 тысяч 829 экземпляров. Но на сегодняшний день тираж 398 газет составляет 10014 экземпляров, а «Мироновского края» — 6822. Т.е., во всей массе газет, на которые подписываются мои земляки, удельный вес районки составляет 40,5 процента! Насыщение районной газетой на 100 человек равно 16,84 экземпляра. Многие ли районные газеты Украины могут похвастаться таким результатом? Зная ситуацию не только на Киевщине, но и во многих областях Украины, отвечаю сам — мало.
Следовательно, с читательской аудиторией в нашем «Мироновском крае» более или менее неплохо. Теперь относительно рекламодателей. Их мало. Те предприятия, которые продают свою продукцию за пределы района и области, а их у нас несколько, в районной рекламе не нуждаются. Не спешат рекламировать себя также государственные и коммерческие предприятия, так сказать местного значения. Это объясняется просто. Мироновка — не Киев, здесь все обо всем, что есть в городе и районе, знают достаточно. Работники редакции ведут постоянный настойчивый поиск рекламы. Несколько удается, и мы по объему поступлений средств от рекламы имеем один из наилучших показателей в области.
И каков же результат? Наша газета все-таки нуждается в финансовой помощи. Особенно ценна она со стороны Киевской облгосадминистрации, которая вот уже несколько лет обеспечивает коммунальные СМИ бумагой.
Вывод простой — если нас будут разгосударствлять, выживание «Мироновского края» будет очень проблематичным. Получается, что семь тысяч подписчиков, а это по меньшей мере 15 тысяч читателей (почти половина взрослого населения района) остается без такой интересующей их местной информации, без информации о деятельности властных структур. (В разговоре с корреспондентом «Дня» Михаил Вейсберг говорил также и о том, что зарубежный опыт — польский, прибалтийский — показывает, что независимая пресса освещает деятельность местной власти намного лучше, поскольку ориентируется, в первую очередь, на потребности читателей, но объем газетного материала не позволил привести и этот аргумент. — М. М. ).
Кстати, в Киевском областном управлении по делам прессы и информации зарегистрировано около 700 печатных СМИ. Коммунальных, т.е. государственных, — только 30. Подавляющее большинство зарегистрированных коммерческих изданий не желают работать в масштабах области. Почему? Ведь, согласно точке зрения М. Вейсберга, в сельских районах для негосударственных газет перспектива прекрасная...
После разгосударствления районных и горрайонных, городских газет абсолютное их большинство погибнет. Это осознает местное журналистское общество Украины. Неспроста же работники местной прессы занимают такую непримиримую негативную позицию относительно идеи разгосударствления коммунальных СМИ. Да о чем говорить, если «из уст представителя профильного парламентского комитета прозвучала фраза, содержание которой таково: половина, если не больше, региональных, коммунальных СМИ (например, районок) просто исчезнет в случае реализации идеи разгосударствления» («Голос Украины» № 163). Может, на это как раз, т.е. на уничтожение местной прессы, и направлена сама идея разгосударствления средств массовой информации?
Бесспорно, информационный вакуум со временем заполнят другие издания. Но кто будет их владельцем? И какую политику они будут проводить? Будут ли эти издания работать на народ, на государство, на нашу независимость? Вот вопрос из вопросов...