Личность Мыколы Хвылевого из тех, которые всегда будут волновать умы потомков и побуждать к новым размышлениям. Словно яркий метеор, он пролетел над Украиной. Безвременно угас, но не умер. И множество людей, приходящих на вечера его памяти, — неопровержимое доказательство тому. Животворные идеи, которые бросил Хвылевой в украинское общество, пульсируют и до сегодняшнего дня и, по-видимому, навсегда останутся частью украинского духовного наследия. Эти идеи будут провоцировать дискуссии, переоценки, вообще любые динамичные процессы, творящие сущность национального самосознания.
Понятно, что познать сущность взглядов этого человека можно только на фоне его эпохи. В процессе революции и гражданской войны украинское общество переживало национальное возрождение — вырастали качественно новые кадры осознающей свои корни украинской интеллигенции. Именно представители передовой части украинских интеллектуалов, сначала с помощью старших национал-коммунистов, таких как Николай Скрипник, шагали в первых рядах украинизаторов 20-х годов. Они верили, что находятся в авангарде борьбы за новое и справедливое общество, в котором Украина займет достойное место среди других государства мира в качестве свободной и равноправной державы.
Ведущим деятелем среди выдающихся интеллигентов эпохи украинского Ренессанса, пытавшихся сочетать свое коммунистическое мировоззрение с идеей национального освобождения украинского народа, и был Мыкола Хвылевой. Он раньше, чем кто-либо другой, оказался на раздорожье, перед которым наконец должен был остановиться каждый честный украинец и спросить себя: кому он должен служить? Но Хвылевой оказался ослеплен идеей «загірної комуни», которая, по его мнению, должна была быть синтезом двух мировоззрений — национального и коммунистического. Единственное, что беспокоило Хвылевого, — рабский комплекс украинца, которого он хотел превратить в полноценную национально сознательную единицу. Он осознавал то, что долголетняя неволя оставила свое клеймо на душе украинского народа. И это, в свою очередь, выливается в чувство неполноценности украинской культуры. Поэтому художник отчаянно пытался очистить украинскую культуру от рабского чувства и второсортности.
Мыкола Хвылевой выдвинул идеал европейского человека, человека- гражданина, творца культурных, общественных и политических ценностей, человека, движущего Историю. Этот идеал он противопоставил провинциалу, который может возвыситься только до уровня «просвітянства». Исходя из таких позиций, Хвылевой призывал украинство ориентироваться на культурные процессы Европы, а не на Россию. По его словам, пришел конец не только «малороссийщине, украинофильству и «просвітянству» но и задрипанному москвофильству». Этот идеологический прорыв означал для Хвылевого создание мировоззрения сознательного украинца, который не был бы эпигоном культуры Москвы, а создавал бы свои собственные ценности, в то же время черпая опыт из богатейшей сокровищницы западноевропейской культуры.
Итак, будущее Украины нужно было искать в Европе, а не в Москве. Конечно, Хвылевой не был одинок в своей самостийницкой позиции. Кстати, даже те, кто не высказывал открыто свое мнение, прислушивались к таким творцам, как Павел Филипович, Михаил Драй-Хмара, Борис Антоненко-Давыдович, Мыкола Кулиш, Мыкола Зеров... Под их влиянием многие наши земляки избавлялись от довлеющего над ними призрака рабства, становились стихийными украинцами, ощущая за собой силу народную, которой было украинское село.
На основании событий 30-х годов можно утверждать — этот симбиоз, или сочетание села как берегини украинства и украинской интеллигенции, которая в конце 20-х гг. проявила большую национальную динамику, встревожил партийных вельмож из Москвы. Поэтому они, чтобы остановить это всеохватывающее национальное возрождение, решили обезглавить нацию, истребляя интеллигенцию как ведущий слой народа, а затем и село как ее животворную базу. Так они стремились уничтожить украинство вообще.
Переживая трагедии этноцида, искусственного голодомора и предательство свободной возрожденной Украины с ее собственным путем развития общественной, экономической и культурной жизни, Хвылевой покончил жизнь самоубийством. Он убил мечтателя, который вел за собой тысячи людей на бесперспективные баррикады необдуманного будущего. Выстрелом в висок Хвылевой вывел себя из коммунистического тупика, который он сам в идеологическом порыве помогал строить, забывая о вечных человеческих ценностях; он забыл и о чувстве Добра и Зла. Заплатив своей жизнью за призрачные идеалы «загірної комуни», Хвылевой защитил перед историей не только свое личное, но и национальное достоинство.
СПРАВКА «Дня»
Мыкола ХВЫЛЕВОЙ (Николай Григорьевич Фитилев) родился в 1893 г. в селе Тростянец на Сумщине в семье учителей. Из-за участия в революционном кружке во время революции 1905 — 1907 гг. был исключен из Богодуховской гимназии. Прошел фронты Первой мировой войны и Гражданской войны (в составе Красной армии воевал с деникинцами).
С 1920 г. рабочий одного из харьковских заводов. Тогда же начинает писать стихи. Успех к М. Хвылевому пришел после выхода в свет сборника прозы «Сині етюди» (1923 г.). Его произведения «Я (Романтика)», «Санаторійна зона», «З лабораторії», «Вальдшнепи» и другие фактически открыли новый этап в развитии украинской литературы. Спектр мнений в обществе о творчестве М. Хвылевого колебался от безоговорочной поддержки до полного неприятия.
В 1925 — 1928 гг. М. Хвылевой оказался в центре дискуссии, главной темой которой был конфликт между участниками литературного процесса: как найти золотую середину между массовой и элитной культурой. Из под его пера выходят острополемические памфлеты: «Камо грядеши», «Думки проти течії», «Україна чи Малоросія?». Писатель постоянно находился под давлением и надзором ОГПУ. До конца жизни он оставался романтиком революции и одновременно локомотивом национального возрождения (одним из ярких проводников «украинизации/коренизации»). Лозунг «Геть від Москви!», на который постепенно вышел художник, и стал фактически приговором, который Мыкола Хвылевой исполнил собственноручно в мае 1933 года.