После смерти Амира Тимура (Тамерлана) в начале XV века его обширная империя, простиравшаяся от Малой Азии до Индии, от Кавказа до Казахстана, фактически распалась. Одним из государств, возникших в результате, чьи границы почти совпадали с границами современного Узбекистана, правил внук Тимура, Мирзо Улугбек, прославившийся в веках любовью к науке, культуре, искусству. Он сделал ряд замечательных астрономических открытий, собрал вокруг себя много знаменитых ученых. Удивительная метаморфоза произошла с одним из потомков безграмотного гения войны Чингисхана и внука «властителя счастливых созвездий» и «сотрясателя Вселенной» грозного Тимура. Улугбек вошел в историю человечества не как полководец и государственный муж, а как великий ученый, гуманист и просветитель. Предлагаем нашим читателям фрагмент повести «Улугбек: лестница в небо» из книги Георгия Мельничука об истории Чингизидов «Мир на аркане». В венце из звезд велик Творец Земли!
Не источить, не перечесть вдали
Лучистых тайн — за пазухой у Неба
И темных сил — в карманах у Земли
Площадь Регистана («песчаное место») в Самарканде поражает великолепием и стройностью архитектурного ансамбля. Его формы изящны, стиль — утонченный. Стены зданий кажутся покрытыми узорчатыми цветистыми коврами и будто не стоят, а парят в воздухе. Во время строительства этого архитектурного чуда здесь находился главный рынок и дома зажиточных граждан. Сегодня их нет. Но осталось знаменитое медресе Улугбека — два этажа с четырьмя минаретами по углам высотой по 38 метров каждый.
ЗВЕЗДА УЛУГБЕКА
Во время большого похода на Ирак и Азербайджан у «Сотрясателя вселенной» Амира Тимура родился внук. Это случилось в конце изнурительной осады горной крепости Мардин. Взбешенные упорным сопротивлением защитников цитадели, воины Тимура готовы были стереть город с лица земли, но в это время в походный шатер великого полководца гонец доставил радостную весть. Расправа над жителями прекратилась: затрубили трубы, созывая войско к шатру победителя. Глашатаи известили воинов о рождении внука. По случаю рождения будущего правителя Властелин мира даровал жителям Мардина жизнь и свободу.
Его внука назвали Мухаммедом Тарагаем, но ему было суждено войти в историю под именем Мирзо Улугбек. Мальчик рос, и дед души не чаял в нем. Тимуру нравились во внуке любознательность и острый ум. Он сам подбирал ему наставников, воспитателей и готовил мальчика для военных подвигов. Улугбек рано стал привыкать к походной жизни, к ее тяготам и лишениям, но упорно стремился к знаниям. Его отец Шахрух был правителем Хорасана и человеком, глубоко почитающим ислам. Он много читал, и любовь к книгам передалась от него к сыну.
Перед глазами юного Улугбека проходили страшные картины кровопролитных сражений: то прокатывалась лавиной конница, то вздымались в небеса дымы пожарищ, то длинной вереницей тянулись пленные и беженцы. Везде кровь и слезы, предсмертные крики, страдания, мольбы о пощаде. А по ночам у походного костра все было иначе. Среди ночной тишины он видел мерцающее небо, усыпанное загадочными звездами, излучающими холодный свет. Кроваво-красные отсветы огня освещали лицо мечтательного мальчика. А таинственная ширь и даль Вселенной были равнодушны ко всему происходящему. Они навевали на Улугбека ощущение суетности человеческого существования и внушали преклонение перед величием и могуществом «вечного небосвода».
Ночью во время одного из походов старый Амир Тимур подошел к внуку, который смотрел на звезды. Он коснулся его плеча и, указав на одну из далеких звезд, сказал: «Посмотри. Видишь ту звезду? Запомни ее. Это твоя звезда — звезда Меркурий. Она только для избранных. Все остальные светила не для нас — амиров». Великий Тимур обладал не только железной волей, но и железной логикой. Он был мудрым и предусмотрительным. Все его действия, словно математические формулы, были тщательно продуманы и выверены. Может быть и поэтому «живая тень Аллаха на Земле» считался непогрешимым.
Амир Тимур был философом войны, считая, что царствовать без нее невозможно, и пояснял это тем, что все властелины хотят поделить мир, каждый хочет завоевать больше земель, покорить как можно больше народов. Раздоры и ссоры между отдельными правителями прекратятся только тогда, когда миром будет править один эмир. В этом смысле он четко следовал принципам Чингисхана. Для «Властителя счастливых созвездий» самым сладким ароматом был запах походного костра. Он трепетал перед могуществом Неба и, становясь на молитвенный коврик, возносился мыслями в заоблачные сферы, неся туда свою покорность и смирение перед Высшей силой. Тимур перестраивал мир по своей схеме и делал это с помощью железа и огня. Но в это же время по его воле — воле покровителя ученых и поэтов — возводились города и дворцы, строились ирригационные сооружения, расширялись поля и сады, развивались ремесла, оживала торговля. «Властитель счастливых созвездий» был автором знаменитого «Уложения» — свода законов, который он завещал своим потомкам.
Небо ниспослало ему дар предвидения. Как-то, перед походом в Китай, предчувствуя свою кончину, Амир Тимур велел созвать жен, родственников и приближенных. Улугбеку тогда было всего одиннадцать лет. В силу своей детской впечатлительности он был потрясен увиденным: сильный и энергичный император превратился в немощного старика, угасающего на глазах. Он сидел, бессильно откинув голову на подушку. По его лицу обильно катился пот. Улугбек невольно стал свидетелем того, как на лицах многих приближенных, которые еще недавно раболепствовали перед Тимуром, появилось выражение злорадства. Смерть вырывала из рук деда власть и давала им шанс побороться за нее.
Во время похорон Амира Тимура в последний раз пророкотал барабан, с которым он не расставался во время походов. Затем с барабана сняли кожу и разрезали на куски, чтобы никто больше не смог пользоваться им. Для Улугбека настали трудные времена: он постоянно сталкивался с человеческой неблагодарностью, лицемерием, вероломством, алчностью. Во дворцах наместников плелись нити заговоров, искры нарастающей вражды могли разжечь пожар жестоких междоусобиц. Но Тимуриды все еще были при власти.
МАВЗОЛЕЙ ГУР-И-ЭМИР — УСЫПАЛЬНИЦА ТИМУРИДОВ
Еще при жизни Амира Тимура, в 1403 году, скончался возвращавшийся из похода к берегам Малой Азии царевич Мухаммед-Султан, которого «Властитель счастливых созвездий» ценил как полководца и государственного мужа. Покойника доставили в Самарканд и погребли в склепе за южным айваном ансамбля. Тимур дал распоряжение соорудить мавзолей для царевича. Тогда над склепом соорудили восьмигранник, нижняя часть которого была украшена золотом и лазурью. Через два года умер Амир Тимур и был похоронен рядом с Мухаммед-Султаном. Во время своего правления Улугбек (1409 — 1449 г.г.) постоянно заботился об усыпальнице Тимуридов. Мавзолей был достроен и в него перенесли останки Мир Сейида Береке — духовного наставника Тимура, в ногах которого, по преданию, он пожелал быть похороненным.
Мавзолей сохранился до настоящего времени. На мраморных плитах центральной части расставлены надгробия с эпитафиями Тимуридам. Среди них выделяется темно-зеленый, почти черный нефритовый надмогильный камень Тимура, имеющий свою собственную историю. По одной из легенд, этот камень принадлежал китайскому императору и находился на самом почетном месте во дворце (китайцы считают, что нефрит обладает божественной силой). Когда он был вывезен из дворца, осталось неизвестным, но два куска нефрита достались Улугбеку в качестве военных трофеев после победы над моголами в 1425 году у селения Кетмень- тепе, в долине реки Чу. Камни были настолько крупными и тяжелыми, что для них пришлось сооружать особую повозку. Самаркандские мастера с помощью тщательной подгонки соединили их между собой и сделали надгробие Тимуру.
В 1710 году иранский шах Надир, завоевав Бухарское ханство, в состав которого входил Самарканд, приказал забрать этот камень с могилы и доставить в Мешхед. Однако Надир знал, что совершает святотатство: страх и боязнь гнева Аллаха преследовали его. По легенде, при переправе через реку камень упал и раскололся на два неравных куска. После этого Надир-шах отказался от дальнейшей затеи и приказал вернуть камень на место. Камень был возвращен, а мастера вновь искусно соединили два куска. В ногах Амира Тимура — самое крупное надгробие над прахом Мир Сейида Береке, слева — Мухаммеда-Султана, справа Мираншаха, в головах — Улугбека.
УЧЕНЫЙ СРЕДИ ЦАРЕЙ И ЦАРЬ СРЕДИ УЧЕНЫХ
Самаркандский престол Улугбек занял в 1409 году. От деда Амира Тимура ему достались «в наследство» ученые, художники, ремесленники, строители. В идеологии широкое распространение получил суфизм, особенно орден Накшбенда, который возглавил Хасан Аттар, а затем Ходжа Ахрар. Переживали ренессанс такие науки, как математика и астрономия. Создавалась школа самаркандских математиков и астрономов. И в то же время государство раздирали междоусобицы. Империя Амира Тимура не могла удерживаться в прежних границах.
Улугбек, стараясь оградить себя от мирских забот и огорчений, все больше времени проводил в обсерватории. Наблюдая за небесной сферой, он отдыхал душой и телом. Он хорошо запомнил одно древнее изречение: «Если хочешь лучше понять происходящее на Земле, чаще смотри на небо». И все-таки Мирзо Улугбек был правителем Самарканда и должен был заниматься государственными делами. Чтобы оградить себя от беспокойных правителей Моголистана, а также кочевого узбекского государства в Дашти Кипчаке, Улугбек садил там своих ставленников, но они зачастую не оправдывали надежд и не желали признавать себя вассалами.
Это обстоятельство послужило поводом для открытой войны с ними. В начале 20-х годов XV века Улугбек по воле своего отца Шахруха вынужден был возглавить многочисленное войско и, перейдя в районе Чиназа Сырдарью, вступил в Ташкент. Сюда же со своими отрядами прибыли его военачальники. Сосредоточив в Ташкенте значительные силы, Улугбек часть их отправил против моголов. Битва при Аксу закончилась победой Тимуридов. Затем они продвинулись к Ашпаре, куда с основным войском прибыл и сам Улугбек. Но моголы предпочли без сражения удалиться в горы. После долгих преследований было уничтожено несколько могольских отрядов, а их имущество захвачено. Как раз из этого-то похода Улугбек и привез в Самарканд два огромных куска нефрита для усыпальницы Тимуридов.
В 1426 г. ставленник Улугбека в узбекском кочевом государстве Баракхан (Буракхан) неожиданно стал посягать на земли в низовьях Сырдарьи. Улугбек снова выступил в поход. В пути к нему присоединилось войско Шахруха. Вместе они составляли значительную силу, поэтому Баракхан спешно отправил посла с извинениями и предложением о мире, которые были отвергнуты. Близ Сыгнака многочисленное войско Тимуридов было атаковано узбекскими кочевниками и неожиданно потерпело поражение. Мирзо Улугбек не унаследовал от своего великого деда Амира Тимура полководческого таланта, и он хорошо понимал это; но ему было дано другое — открывать тайны мироздания и дарить людям знания. Тимурид, полный антипод деду, был обречен. В 1448 году его собственные сыновья подняли восстание, и в следующем году Абд-аль-Латиф зарезал отца своими руками.
Построенное Улугбеком медресе по замыслу его творца должно было стать высшей школой с обязательным преподаванием математики, астрономии, философии и литературы. Улугбек мечтал о том, чтобы здесь устраивались научные диспуты, дискуссии. С первых дней оно так и стало называться — медресе Улугбека. В науке не может быть тайн, она не должна знать ни границ, ни вражды, считал просвещенный правитель. Торговля и наука призваны сделать страны союзниками. Но эти мысли противоречили философии его знаменитого деда. После долгих раздумий Улугбек пришел к выводу, что чем прочнее и глубже знания, тем прочнее связи со странами Востока и Запада, тем меньше поводов для войн. Человечеству нужны мир и благополучие. Один человек без другого не может сделать ничего. Без друзей никому не обойтись. В медресе будет учиться молодежь, считал он, приобретая знания. Великий Рудаки сказал: «Знания — светоч человеческой души, знания — оружие, охраняющее тебя от зла». Самарканд должен стать центром науки, искусства, литературы и тем самым заслужить уважение всего мира. Власть и богатство — вещи хрупкие. Аллах ими проверяет людей, и мало кто выдерживает такое испытание. Могущество и богатство нужно употребить для служения науке и просвещению. В медресе Улугбека занятия (дарсы) проводились пять раз в неделю.
ПУТЬ К ЗВЕЗДАМ
Улугбек имел гениальных предшественников и опирался на их знания в своих научных изысканиях. Правителю Самарканда казалось, что на его пути к звездам и знаниям никогда не будет препятствий. Наука о звездах была главной целью его жизни. Могущество падишаха было ничтожным по сравнению с истинным могуществом природы, которая внушала благоговейный трепет перед ней со времен сотворения мира. Первые слова об астрономии как о науке принадлежат древним грекам, заявившим о сферичности небосвода. Основатель ионийской школы Фалес из Милета высказал смелую мысль о шарообразности Земли, а школа Пифагора смогла обосновать эту мысль.
Пифагореец Филомай несколько позже выдвинул гипотезу о движении Земли, а Платон — о движении небесных тел при помощи равномерного кругового движения. Ученый из Самоса Аристарх высказал гипотезу о том, что Земля не только вращается вокруг своей оси, но также движется вокруг Солнца. Важное открытие было сделано Эратосфеном — градусное измерение, в результате которого были определены размеры земного шара. Уникальную работу провел астроном Гиппарх. Им составлен звездный каталог, в котором определено положение 1022 звезд, дана теория Солнца, многое сделано в области географии. Знаменитый астроном Клавдий Птолемей написал труд «Великое построение», состоящий из 13 книг, в которых он подверг тщательному разбору работы своих предшественников. Благодаря этому появилась возможность более точно проводить расчеты движения планет.
На Востоке Амед бин-Мухаммад ал- Фергани, которого в западных странах называют Альфраганусом, написал капитальный труд «Начало астрономии», который по существу является своеобразной энциклопедией астрономических знаний. Почти в это же время жил Мухаммад бин-Муса-ал-Хорезми, который написал специальный алгебраический трактат, составил «Астрономические таблицы», «Трактат по астролябии», «Трактат о солнечных часах». Его труд «Изображение Земли» перекликался с «Географией Птолемея» и содержал много дополнительных сведений.
Выдающимся философом был Мухамад-ал-Фараби, всесторонне изучивший классические труды Аристотеля. За это он даже получил прозвище «второй Аристотель». Только Фараби обеспечил правильное понимание древней науки, сделал понятными научные термины арабскому читателю.
Абу-Али-ибн Сина (Авиценна) — крупнейший энциклопедист, медик, естествоиспытатель, философ науки. Его называли «Князь науки», «Глава философов», «Гений необычайной культуры». Ему фактически не было равных по раннему развитию ума, работоспособности и объему знаний. «Книга исцеления» ибн Сины обошла весь мир. А ведь кроме нее, он подготовил множество работ по химии, математике, физике, философии, этике, риторике и даже музыке. Во всех этих направлениях он слыл непререкаемым авторитетом. Абу-Райхан-аль Бируни написал много трудов по астрономии, математике, физике, медицине, географии, истории и лингвистике. Немало полезной информации можно почерпнуть из его «Описания Индии» и «Хронологии древних народов Востока».
Мирзо Улугбек мечтал об эре благочестия, чтобы родной Мавераннахр стал подлинным ликом Земли, средоточием знаний и великой веры. Порок пороков у человека — лень. Поэтому ни дня без работы над совершенствованием знаний, ни дня без чтения китабов. Если не идут сегодня в голову серьезные и точные науки, то возьмите в руки бумагу и сочиняйте газели и касыды. Упорный труд сделал Саккаки одним из крупнейших поэтов, создал ему широкую известность, позволил заложить основы светской лирики. Одним из образованнейших людей был Лютфи, поэт, ученый, изящные газели его весьма популярны в Иране и Хорасане.
Наука и астрономия в частности, стирала грани между Востоком и Западом, сближала народы в их общем стремлении к прогрессу и благосостоянию. Это понимал Улугбек и старался сеять семена просвещения, ибо только в полезном труде человек становится человеком.