Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Болельщики субкультур

Неформальные группы как побег от реальной жизни?
29 августа, 2003 - 00:00

По данным специалистов, только 2% украинской молодежи находятся в официально зарегистрированных молодежных организациях, зато более 25% нашли себе место в неформальных группировках. В социологической науке так называемые неформальные объединения обобщаются термином молодежной субкультуры и отражают отношение определенной группы молодежи к процессам в обществе. Группы имеют свои ценности, несколько отличные от общепринятых, специфическую манеру общения, стиль поведения и одежды, определенный образ мышления и мировосприятия.

Лично я с откровенно неформальным мышлением впервые столкнулась в столице. Поскольку молодежь нашей очень «не продвинутой», восточноукраинской провинции не слишком отличалась внешними признаками принадлежности к какой-то особой молодежной среде. Попадались, конечно, некоторые ребята в отвисших штанах и «блайзерах» набекрень, которые называли себя рэперами. Они обтирали стены в клубе под обычную «попсу», ожидая снисходительности ди- джея, когда можно будет собрать вокруг «своих» весь контингент дискотеки и поразить его несколькими чисто рэперскими «па». Однако я не думаю, что их можно было бы выделить в отдельную веху молодежной субкультуры. Скорее всего, это было самым обыкновенным подражанием Западу, что, к сожалению, часто в нашем сознании ассоциируется с чем-то «продвинутым», т.е. модным и прогрессивным.

Между прочим, рэп как музыкальное направление, возник в США в 80-х годах и был музыкой молодежи «черных кварталов». Возник он на основе рэгги и этнических африканских ритмов. Рэп сразу разделился на коммерческий и андеграундный. Коммерческий стал популярным во всем мире, а андеграундный имел четкие социально-критические мотивы. В Украине рэп появился в первой половине 90-х годов. Первые популярные среди молодежи рэп- группы — «Dr. Alban» и «HIP-HOP». Сформировался и классический «прикид» украинского рэпера: штаны «дизели», дутые короткие куртки — все на несколько размеров больше. Рэперы разделяются на ортодоксальных и умеренных. Ортодоксальные слушают исключительно рэп- группы, не интегрируются в другие тусовки и пытаются как можно меньше контактировать с окружающим миром.

Настоящий рэпер должен знать наизусть около 40 рэперских групп. Для них не является характерным употребление «тяжелых» наркотиков и большого количества алкоголя. В отличие от ортодоксов умеренные рэперы находят общий язык с брэйкерами. Ныне они фактически образуют одно целое. Отличия состоят в умении одних танцевать брэйк, а других узнавать рэп- группы. Для рэперов характерна повышенная потребность общения с ровесниками. Они больше всего ценят индивидуальность, а своей корпоративностью протестуют против уединения и ограничения современного человека.

Уже обучаясь в одном из столичных вузов я познакомилась с жизненной философией одного моего коллеги, которая оформлялась приблизительно так: «Любой ценой обращать на себя внимание и не теряться в толпе». По его логике быть оригинальным — едва ли не самая главная жизненная установка. И не важно, каким образом она выполняется. Скажем, можно давать фортепианные концерты, не имея слуха и не зная нот. Или писать нецензурные стишки, говорить, что жизнь — это грязь, а смерть лучше всего, что может случится с человеком. Можно уверять, что мужчинам больше идут длинные волосы и «художественное оформление» лица, и что женщина — сплошная неуклюжесть. Можно, наконец, относиться к Мерлину Менсону, как верующий к распятию и считать его тело (в котором не хватает нескольких ребер) эталоном мужской красоты. Главное — отличаться! Честно говоря, не знаю, к какой из молодежных «тусовок» был причастен мой знакомый или хотя бы какой из них он симпатизировал. Однако он был неоригинальным уже потому, что в его жизненной позиции «выделяться» были предшественники. В частности, еще в 50 — 60-е годы прошлого века улицы и площадки Великобритании заполнила молодежь в яркой одежде. Они называли себя «детьми цветов» и призывали любить ближнего. Это были преимущественно студенты высших учебных заведений, дети из высокоинтеллигентных семей. Хиппи пытались обратить на себя внимание, протестовали против потребительского образа жизни, общего снобизма (сноб, в переводе с английского — человек, который придирчиво следит за вкусами, манерами современной моды и претендует на изысканность, особую интеллектуальность), «массовизма», где человек перестает замечаться, где тиражируются ценности, условия и смысл жизни, происходит обезличивание и господствует бездуховность. Хиппи провозглашали лозунги равенства, радости, свободы и любви ко всем людям. Провозглашали новую эру — Эру Любви.

Популярным среди тогдашних хиппи был культ «растафари». Это полурелигиозный культ, который зародился в 1930 году на Ямайке из смеси афро-христианских, неоафриканских культов и элементов движения за создание автономных «эфиопских» церквей, которые ожидали скорого прихода Мессии и освобождения черных из тысячелетнего рабства. Провозглашение Т. Мекконена (или Рас Тафари — что дало название движению «растафари») императором Эфиопии под именем Хайле Селасие стало началом массового распространения «растафари». Его проповедники призывали курить «божественную» траву марихуану, которая очищает от «умственного рабства» западного рационализма и помогает проникновению в сущность вещей. «Назад в Африку!» — лозунг растафари. Специфической особенностью этого культа была несомненно музыка «рэгги». Социально-критический аспект песен чернокожих исполнителей рэгги способствовал распространению растафари в США и Европе.

Солидарных с культом растафари в Украине называют растоманами. Они появились у нас в начале 90-х годов. Тогда распространение этого явления объяснялось увлечением музыкой «рэгги», экзотикой африканских атрибутов и идеей «травы» как очищения сознания. Сегодняшние растаманы мало что знают о движении «ратафари», а именно происхождение слова «растоман» связывают с хип-хоп направлением.

Стоит вспомнить еще одну форму проявления молодежного своеобразия — движение скинхедов. Скинхеды (skinhead — бритая голова) впервые появились в конце 60-х в Великобритании. Их лозунгом сначала было: «Борись за свой класс, а не за расу!», и попадались даже чернокожие скины. Это была преимущественно патриотически настроенная рабочая молодежь, которая увлекалась рэгги и футболом и не интересовалась политикой. Экономический кризис в Англии в конце 70-х годов и наплыв этнических жителей из бывших колоний вытеснили пролетарскую молодежь из рабочих мест. Именно волна безработицы и бесперспективности молодежи стала причиной расистского движения скинов. В некоторой степени свою роль в его формировании сыграли неонацистские партии. Стиль одежды обычного скина должен быть, в первую очередь, адаптированным к уличным дракам: черные джинсы, тяжелые шнурованные армейские ботинки, короткие куртки-«бомберы», бритая или коротко стриженная голова. Первая волна скин-движения в России совпала с событиями 1994 года, когда крайние правые политические организации получили «боевое крещение». Вторая волна, которая началась в 1998 году, возникла на фоне борьбы российской официальной власти с кавказским сепаратизмом. В это время появляются первые русские скин-группы «Русское гетто», «Штурм», «Коловрат». Выходят журналы «Русский хозяин», «Под ноль», «Отвертка». Сейчас скинхедов в России около 20 тысяч. Дошли они и до Украины. Серьезная украинская организация начинает формироваться вокруг скин-группы «Бульдог» («Топор Перуна»). А в 1997 году скинхеды сплотились вокруг Социал-националистической партии Украины (СНПУ).

Вячеслав Кононов, лидер одной из молодежных организаций, довольно скептически относится как к официальным молодежным группам, так и к неформалам. По его словам, скинхедов в Киеве насчитывается около 2 тысяч и это, в основном, футбольные фанаты. Они (кроме традиционного «бомбера» и камуфляжных штанов) носят еще и шарф любимой команды. Нередко скинов вместе с другими неформалами используют различные политические организации в каких-то акциях. Тогда рядовому скину можно заработать от 20 гривен до 30 долларов в зависимости от снисходительности лидера. Особой национальной идеей, по словам самих скинов, они не интересуются. Не говоря уже о расизме. Более добросовестными в плане национального сознания являются львовские скинхеды: они, конечно, говорят на украинском языке, выкрикивают лозунги наподобие: «Украина — the best!», не пьют водки, а поддерживают отечественного производителя — пиво «Львівське».

В общем — ситуация понятная. Молодежь тусовалась, тусуется и будет тусоватся. Однако все-таки почему есть только определенная группа, которая объединяется таким способом? Почему она сознательно хочет обрести признаки «шок-протеста» и отмежеваться от окружающего общества? Своими мыслями по этому поводу поделились наши эксперты.

Олеся ПАЛАМАРЮК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ