Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Немирный процесс

Посол Палестины Валид ЗАКУТ о рисках урегулирования на Ближнем Востоке
19 августа, 2003 - 00:00


Вчера стало известно, что израильско-палестинские переговоры, участники которых пытались выработать график возвращения палестинской стороне контроля над Западным берегом реки Иордан, прервались. По окончании четырехчасовой встречи представитель палестинцев заявил, что ни в понедельник, ни во вторник израильтяне не выведут свои войска из двух городов — Калькильи и Иерихона. Мирный процесс на Ближнем Востоке в который раз оказался на грани срыва. При этом виновного в сложившейся ситуации найти достаточно сложно. Каждая из сторон по-своему права: палестинцы стремятся создать государство, израильтяне беспокоятся о собственной безопасности. Что же мешает прийти к компромиссному решению? Возможен ли мир при взаимном недоверии сторон? Об этом в интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Палестины Валидом ЗАКУТОМ.

— В сентябре истекает три года, как на Ближнем Востоке возобновилось насилие. Извлечены ли за это время какие-то уроки? Есть ли надежда на настоящий мир между Израилем и Палестиной?

— Эти три года были очень жестокими для палестинцев, поскольку прошли «под флагом» израильской оккупации и агрессии. Израиль продолжает оккупировать палестинские территории, строит новые поселения, ставит преграды для передвижения палестинцев, почти полностью ликвидировал структуру госучреждений Палестины. Естественно, что это порождало сопротивление со стороны палестинцев. Шанс на мир появился после предложенного Соединенными Штатами плана урегулирования — так называемой «карты пути» (палестинские дипломаты именно так переводят словосочетание «road- map». — Ред. ). Палестинское руководство согласилось с этим планом, Израиль дал согласие немного позже с условием внесения 14 поправок. Однако и после взятых обязательств Тель-Авив не спешит их выполнять. Израиль должен был прекратить строительство поселений и изолирующей стены, но не сделал этого. Израиль должен был вывести войска из палестинских городов, но не сделал этого. До сих пор находится в израильской блокаде президент Ясир Арафат. Не освобождены и палестинские заключенные. За истекшие месяцы Израиль осуществил только два маленьких шага. Были передислоцированы вооруженные силы из центра Вифлеема (однако на въездах в город поставлены израильские «чек- пойнты»). А вместо освобождения семи тысяч заключенных на свободу было выпущено чуть больше 350 палестинцев. При этом не прекращаются аресты и облавы на палестинских лидеров.

— А может ли Палестина соблюдать свои обязательства? Ведь теракты в Израиле продолжаются...

— Хочу напомнить, что палестинская власть сумела прийти к договоренности с двумя организациями — ХАМАС и «Исламский джихад» — о перемирии. За прошедшие два месяца не было ни одной акции, к которым они были бы причастны. Некоторые палестинцы действуют лично по своей инициативе, однако эти люди были арестованы. Если же вы имеете в виду последние акции, то они были реакцией на действия Израиля. Перемирие не может быть односторонним.



— Допускаете ли вы, что к 2005 году государство Палестина так и не будет создано, хоть это и предусмотрено последним мирным планом?

— Мы разделяем такие опасения. Однако ответственность за возможный провал мирного процесса будет нести полностью Израиль. Если, конечно, США и международное сообщество никак не повлияют на решение сложившейся ситуации. Необходимо остановить все действия Израиля, направленные на срыв реализации плана «карта пути». Тогда Палестинское Государство будет создано.

— Палестина возлагает огромные надежды на влияние со стороны США. Но известно, что Вашингтон критически относится к действующим в Палестине группировкам ХАМАС и «Исламский джихад». Может ли при таком раскладе Автономия рассчитывать на американскую помощь?

— Во время визита Махмуда Аббаса в Вашингтон палестинская сторона высказала свою позицию по вопросу о перемирии и взяла на себя ответственность за его поддержание. Мы сообщили, что все палестинские организации придерживаются перемирия. А кто его нарушит, будет наказан по закону. Вашингтон с этим согласился. Палестинское руководство неоднократно осуждало акции, в результате которых гибли люди, но палестинский народ — как и каждый — имеет право на сопротивление. Несмотря на все это, мы пошли на уступки. Однако готово ли к миру правительство Израиля? Премьер-министр Ариэль Шарон выборочно исполняет обязательства — только те, которые выгодны Израилю. Поэтому США должны быть более решительными, чтобы добиться мира на Ближнем Востоке. Кстати, решив израильско-палестинский конфликт, мировое сообщество навсегда лишит международный террор возможности спекулировать на палестинском вопросе. Мир между Израилем и Палестиной облегчит борьбу США против терроризма.

— Руководство Палестины настаивает на освобождении семи тысяч заключенных. Среди них есть организаторы терактов?

— Это логика Израиля, которую мы полностью отвергаем. Здесь не идет речь о терроризме, поскольку палестинцы — оккупированный народ. Если будем решать, кого судить, то в первую очередь — премьер-министра Израиля Ариеля Шарона и израильских солдат, от рук которых погибло очень много палестинских детей и женщин. В любом случае, если мы хотим достичь мира, то не должны рассматривать вопрос с такой позиции. Идти к мирному будущему для нас важнее, чем то, кого судить — палестинцев или израильтян.

— Какие действия осуществляет Палестина для обеспечения безопасности на своей территории? Может ли ваше руководство гарантировать, что в Израиле не произойдут теракты?

— Как может палестинская власть осуществлять какие-либо меры, если находится под полной блокадой Израиля? Какие меры может предпринять государство в пользу другой страны, если вторая преследует первую? Вспомните, до 2000 года на Ближнем Востоке было полное спокойствие, никакого насилия, а сейчас наш президент не может и шага сделать без разрешения Израиля. Ясиру Арафату даже не позволили попрощаться на похоронах с родной сестрой.

— Мировые масс-медиа много писали о сложных отношениях между премьер-министром Махмудом Аббасом и президентом Ясиром Арафатом. Не влияют ли разногласия между ними на мирный процесс?

— А кто назначил Аббаса? Ясир Арафат. Кто работал над мирным планом в Осло? Арафат и Аббас вместе. Разногласия между ними касаются разделения полномочий, что вполне естественно. Но здесь и речи не может идти о каких-то спорах по поводу мирного процесса. В этом плане и палестинское руководство, и рядовые граждане единодушны в своем стремлении к миру.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ