Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В армию — по призванию

15 августа, 2003 - 00:00


Проблеме реформирования украинских Вооруженных сил был посвящен ряд публикаций «Дня»: «Генералов сократить просто», «Как обезопасить безопасность» («День», №132), «Подтянуть до нормы» («День», №135), «Евгений Марчук: Украине не нужна «фабрика генералов» («День», №137). Бесспорно, что поднятые в них вопросы актуальны не только для военных, но и для общества в целом — свидетельством этого является то, что к их обсуждению подключились и наши читатели. Сегодня мы предоставляем слово Леонтию Петровскому из Хмельницкого.

Один из героев прекрасного кинофильма «Офицеры» высказал мнение: «Есть такая профессия — Родину защищать». Есть и другое выражение: «Кто не хочет кормить свою армию, кормит чужую!».

Анализируя нынешнее состояние Вооруженных сил Украины, пришел к выводу, что у нас прекрасно подготовленные защитники Отечества, но бесквартирные, полуголодные... Все их мысли сегодня: как и чем накормить семью, за что одеть детей, куда податься после службы. Когда же тут думать о защите Отечества? Не потому ли так велик отток молодых офицеров из рядов армии? Есть ли выход из этой сложной ситуации? Да!

Приход на пост министра обороны Евгения Марчука вселяет надежду на изменения к лучшему. То, что нам нужна профессиональная армия, ни у кого не вызывает возражений. Разговоры об этом идут давно, а воз, как говорится... Министры приходят и уходят, но кроме новой формы для себя и увеличения количества генералов ничего не сделали. У нас генералов больше, чем во всех армиях Европы вместе взятых. Скоро генералы ротами будут командовать. И заявление министра о сокращении их количества очень своевременно.

Неужели за двенадцать лет некому было предложить пути реформирования Вооруженных сил? А таки не было! Ведь сокращение количества военных — не реформирование. Уже и Президент признал, что состояние нашей армии представляет опасность для граждан Украины, и не только. Нападать мы не собираемся, так зачем же нам такая большая армия, столько техники? Кстати, устаревшей. Нужно брать не числом, а умением.

Что можно требовать от человека, которого «призвали» на действительную военную службу? Ничего. Его туда взяли силой. А нужно, чтобы туда шли по призванию. С принятием Закона Украины «О профессиональной армии» мы опоздали по меньшей мере на пять лет. Тогда бы не было ни попадания ракеты в жилой дом в Броварах, ни в российский самолет, ни краж военной техники, ни Скныливской трагедии, не...

На мой взгляд, Закон Украины «О профессиональной армии» должен предусматривать не только чисто военные вопросы: какие роды войск должны быть в Вооруженных силах, какова их структура, численность, руководство, сроки службы, требования к военным, определены звания и тому подобное, в нем нужно четко выписать положение об обеспечении жильем, заработной платой командного и рядового состава. На мой взгляд, в этот закон следует включить следующие нормы:

1. В военных городках не должны проживать военные пенсионеры и гражданские лица.

2. Квартиры в военных городках должны быть ведомственными, и военные проживают в них бесплатно, кроме платы за телефон, радио, кабельное телевидение.

3. Военный в зависимости от должности и состава семьи должен получать одно-, двух- или трехкомнатную квартиру в день прибытия на службу. Квартира должна быть меблирована и пригодна для жизни.

4. При смене места службы квартира сдается, а на новом месте выделяется новая.

5. Начиная со второго года службы все военные на своем счету накапливают так называемые жилищные в размере 15% должностного оклада и за пять лет до завершения контракта дают заявку, в каком городе они хотят проживать. Вместе с приказом о завершении службы они получают ключи от собственной квартиры.

Возможно ли решить эти вопросы в ближайшее время? Да, возможно. Прошло сокращение войск. Многие военные городки остались без охраны, их растаскивают. Необходимо создать структуру, которая занималась бы переоборудованием этих военных городков, то есть, превращала эти городки в жилые районы. Таким образом будут обеспечены жильем семьи военнослужащих, уволенных в запас или ушедших в отставку, и создан резерв для военных действительной службы. Меня упрекнут: нужны средства, где их взять? Передать все структуре, о которой я говорил выше. Говорят, что она есть — НКЦ называется. Как расшифровать — не знаю. Но считаю, что вся техника, в том числе, военная, оборудование, все, что остается после расформирования воинских частей, должно перейти к ним. Техника продается — появляются средства.

В законе также необходимо четко выписать, что военные должны получать заработную плату в размере должностного оклада, который не может быть меньше установленного прожиточного минимума, плюс доплата за звание, которая может быть следующей: для солдат и сержантов — 1/3, для младших офицеров — 1/2, для старших офицеров — 2/3, а также доплата на жену в размере 1/4, на детей до 8-летнего возраста — 1/6, детей старше 8 лет — 1/4 прожиточного минимума.

Нынешнее положение о присвоении воинских званий давно устарело. Звание нужно присваивать за срок службы, а не за должности. Звание играет роль только для получения заработной платы. Должно быть четко определено, что для рядового и сержантского состава (сюда входят и прапорщики), установлено восемь разрядов: солдат, старший солдат, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, прапорщик, старший прапорщик. Таким же образом и для офицерского состава.

В законе следует оговорить, что все военные имеют право после завершения или во время службы получить гражданскую специальность или образование за счет государства.

Вопрос финансового обеспечения профессиональной армии можно решить следующим образом: во-первых, финансирование из государственного бюджета, во- вторых, ввести военный налог с граждан (18 — 45 лет), кроме военных, в размере 2% от заработной платы работающих.

Подготовка военных должна проводиться по следующей схеме. Контракт может быть подписан с лицом, прошедшим соответствующую подготовку в учебном заведении наподобие профессионально-технического училища. Для рядового состава обучение — один год, для сержантского состава — два. Это будут профессионально подготовленные для несения военной службы люди. Я не говорю уже о таких сегодняшних проблемах как здоровье, физическая подготовка, идеологическая подготовка. Это отпадет. Прием в военные училища высшего уровня нужно проводить путем отбора среди военных, которые уже отслужили два — три года в армии и определились, что это их призвание. Мы сегодня выпускаем тысячи лейтенантов, а через год — два их в армии остается служить в лучшем случае 50%. Для тех, кто покинул армию, был просто повод «на халяву» получить образование.

Я понимаю, что мои предложения не бесспорны, но обсудить их нужно — в дискуссии родится истина.

Леонтий ПЕТРОВСКИЙ, старшина I статьи в запасе, Хмельницкий
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ