Действительно ли министр иностранных дел Анатолий Зленко вскоре оставит свою должность? Президент Леонид Кучма уже заявлял о том, что закон должен выполняться, — то есть положение, по которому государственный служащий, достигший возраста 65 лет, должен уйти на пенсию. Зленко исполнилось 65, но Президент намекал, что пока что он может спокойно работать. «Пока что» могло означать период ориентировочно до 9 августа, дня рождения как Президента, так и киевского городского головы Александра Омельченко. Поскольку объявлено, что министр Анатолий Зленко посетит на следующей неделе с визитом Индию, то можно говорить о том, что его отставка произойдет не сегодня-завтра. Однако, утверждают различные источники, вопрос действительно стоит на повестке дня. По одной из версий, изменения произойдут в начале сентября.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины во Франции и Постоянный представитель Украины при ЮНЕСКО Анатолий Зленко вернулся в министерское кресло осенью 2000 года. Тогда был внезапно, но не неожиданно, уволен министр Борис Тарасюк, который неплохо воспринимался на Западе и намного хуже — в Москве. Президент Кучма объяснил причину отставки Тарасюка очень просто: сейчас нужен дипломат, который бы не говорил ни «да», ни «нет». Более внимательный взгляд свидетельствовал, что решение уволить министра у Президента могло окончательно вызреть после так называемого «письма четырех» (открытого письма в поддержку премьер-министра Ющенко, подписанного послами США и Канады в Украине, представителями Всемирного банка и ЕБРР).
В сегодняшней ситуации несколько неизвестных. И сегодня на повестке дня вопрос — не просто кто именно будет новым министром, но и при каких условиях, какие задачи он будет выполнять, как при этом будет выглядеть главный вектор украинской «разновекторности»
Что касается персональных кандидатур, то, как говорили «Дню», сегодня, во-первых, существует два варианта кадрового отбора: либо это будет кадровый, карьерный, дипломат, либо же это будет «варяг». Что касается «варяга» — то хотя имена не назывались, было понятно, что имеется в виду прежде всего вице-премьер Дмитрий Табачник. В этом случае, говорили «Дню» представители дипломатического корпуса, вероятны разные варианты развития событий: одни, не последние в министерстве лица, уйдут в бизнес или займутся другими делами, другие уйдут в «пассивную оппозицию». На баррикады никто не пойдет, однако и однозначного «построения» не произойдет. Что же касается проводимой политики, то возможны варианты. В частности, реально будет делаться именно то, что будет представляться на данном этапе выгодным, исходя из соображений либо лично министра, либо же небольшой группы лиц.
Назначение на министерскую должность дипломата выглядит на сегодня более вероятным. Среди кандидатур, о которых можно услышать в кулуарах, — в частности, первый заместитель министра Александр Чалый, в ведении которого вопросы европейской интеграции, другой первый заместитель — Владимир Ельченко, а также посол Украины в Соединенных Штатах Константин Грищенко. Шансы — весьма разные. Желание, очевидно, также. В отношении Чалого можно отметить, что сейчас в окружении Президента есть довольно много не заинтересованных в его назначении, и количество негативной информации о нем весьма значительно. Особого желания стать министром именно сейчас Чалый не демонстрирует, и его можно понять.
О Грищенко как о будущем министре говорили еще при назначении его послом в Брюссель. Он, как говорилось, идет по тому же пути, что и Тарасюк: заместитель министра — посол при НАТО — министр. Однако Грищенко был назначен послом в Вашингтоне, притом на время его работы там пришелся наиболее сложный период в двухсторонних отношениях с США. Его лично неплохо воспринимали администрации как демократов, так и республиканцев, публичная похвала его работы из уст заместителя госсекретаря США Полы Добрянски в апреле этого года тоже о чем-то должна говорить. О Грищенко также поговаривают, что его интересы совпадают с интересами одной из групп из ближайшего окружения Президента. Впрочем, человек на такой должности не может не защищать интересы даже одной из групп, приближенных к власти.
Этими кандидатурами возможный список не исчерпывается, и какое-то однозначное решение пока не принято. Главное в данном случае — что именно выпадет на долю нового министра. Слишком много будет зависеть от того, как будут развиваться события вокруг политической реформы. То есть «будет пролонгация — не будет пролонгации», как это очертил в частном разговоре с «Днем» один из представителей дипломатии. Министерское кресло в условиях, когда придется объяснять Западу, что именно такое развитие будет соответствовать интересам и самой Украины, ее отношений с окружающим миром, может оказаться очень сложной задачей, более сложной, чем то, что приходилось делать до сих пор. Особенно в случае возникновения каких-то чрезвычайных обстоятельств, о чем уже сейчас намекают разные источники. Уже сейчас от Украины требуется четкая определенность: куда и как она на самом деле стремится, насколько ее намерения сблизиться с НАТО соответствуют действительности, как дальше будут развиваться отношения с Россией — и так далее. Тем более, что резервы собственно внешней политики в обеспечении даже нормального спокойного климата отношений и с Востоком, и с Западом уже исчерпаны, теперь она полностью становится заложницей внутренней ситуации.