Вчера по поручению Президента Украины премьер-министр Виктор Янукович отправился в Луганскую область. Изучение ситуации с распространением вирусного гепатита А и водоснабжением города Суходольска на столь высоком уровне спровоцировала ежедневно обновляющаяся статистика. По последним данным, в больницы Краснодона с подозрением на вирусный гепатит госпитализированы еще 36 человек, из которых 14 — дети. Вчера в стационаре находилось уже 311 человек, диагноз подтвержден в 192 случаях.
Впрочем, в данном случае человеческий фактор, а именно банальное несоблюдение правил гигиены, как говорится, не в счет. Ранее в интервью «Дню» первый заместитель главного государственного санитарного врача Сергей Бережной хоть и высказывал мнение, что в 99% случаев вспышек заболеваний повинно поведение людей, в Луганской области (а также бывших шахтерских поселках других регионов) все целиком зависит от социально- экономического фактора. Изношенность канализационных систем и подача воды по часам провоцирует «загрязнение» ее бактериями и вирусами. И несмотря на то, что, по объективным показателям пятилетней цикличности гепатита, именно сейчас и должен наблюдаться подъем заболеваемости, в данном случае фактор грязной воды — один из основных.
Определенные прогнозы в целом по Украине можно делать уже сейчас, если учесть, что, по данным СНБО, в Украине насчитывается 1228 сел, население которых пользуется привозной водой, и в 50% колодцев вода не соответствует санитарным нормам. Однако в Луганской области водный фактор уже традиционно оборачивается неприятными последствиями. К примеру, в прошлом году в Свердловске возникла почти аналогичная с нынешней ситуация. Разница заключается лишь в том, что тогда диагноз «вирусный гепатит» поставили «лишь» 54 человекам. С одной стороны, ОблСЭС говорила опять-таки о начале периода активации заболеваемости вирусными гепатитами, и именно так и интерпретировала увеличение на 13% показателей по сравнению с 2001 годом. А с другой — из-за загрязненности систем водоснабжения напряженная эпидситуация с острыми кишечными инфекциями в Антраците, Краснодоне, Красном Луче, Рубежном, Стаханове, а также Лутугинском, Новопсковском, Славяносербском, Меловском районах. При проведении проверок санэпидемслужбы области обнаружили, что почти 5,5% исследованных проб воды не отвечают нормативных требованиям, а такие города, как Луганск, Кировск, Алчевск и Стаханов эксплуатируют системы водообеспечения повышенной эпидемической опасности. Около 30% проб питьевой воды в сельских водопроводах не отвечают требованиям Госстандарта.
Отчасти по этой причине Луганская область в рейтинге регионов Украины по ООНовскому показателю человеческого развития занимает последнее 27-е место. Согласно данным Совета по изучению продуктивных сил НАНУ, здесь, кроме того, отмечен и один из самых низких показателей средней продолжительности жизни, а также самый низкий по Украине уровень охваченности населения базовым и средним образованием. Исследования показали, что браки в Луганской области можно назвать самыми нестабильными, поскольку на 1,1 союз приходится 1 развод. Этот показатель, как комментируют эксперты, сопряжен опять-таки с рядом последних мест региона в различных рейтингах. Например, здесь алкоголизм встречается чаще, чем в других регионах страны (его показатель составляет 135,8 на 100 тыс. населения); кроме того, в Луганской области больше всего болеют туберкулезом (76,2 случаев на 100 тыс. населения). Похвастаться золотой серединой (11-м местом) в этом регионе могут лишь относительно невысоким уровнем безработицы. Хотя в то же время задолженность по заработной плате здесь составляет 1027 грн. на одного работающего, что опять-таки выводит Луганщину на «почетное» 2-е место — с конца. По (неслучайному?) стечению обстоятельств Луганщина входит в «красный пояс» — в политическом смысле. Может, в приведенных выше показателях качества жизни в регионе и кроется «секрет» политических настроений луганчан?