Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Александр МАЛИНИН: «Никаких «человеческих факторов» для шоу-бизнеса не существует»

20 июня, 2003 - 00:00

Александр Малинин решил покорить публику, любящую классику. Он взялся исполнить романсы именно в академическом, а не в эстрадном стиле. Премьера программы «Влюбленный в романс» состоялась в Московской консерватории имени Чайковского в мае. В Киеве этот концерт будет 7 июля в Национальной Опере Украины.

Малинин дополнит русские классические романсы («Гори, гори, моя звезда», «Утро туманное») классическими украинскими («Ніч, яка місячна», «Дивлюсь я на небо» и др.).

В гостинице «Премьер Палац» состоялась встреча артиста с журналистами. Она прошла и камерно, и непринужденно одновременно. Даже, можно сказать, изысканно. Вероятно, это именно тот эпитет, который Малинин пытается заслужить в глазах своей публики.

Для «затравки» беседы артист сам охарактеризовал новый этап в своем творчестве.

«МНОГИХ РАЗОЧАРОВАЛО МОЕ «КОНСЕРВАТОРСКОЕ» ВЫСТУПЛЕНИЕ, ОНИ НЕ НАСЛАДИЛИСЬ ПРОВАЛОМ»

— Сбылась моя давняя мечта — поработать в чисто классических традициях, это: симфонический оркестр, дирижер, мужской хор. Я пою старинные русские романсы в академической манере. Это — «безмикрофонное» пение. Конечно, на сцене будут микрофоны, но только для видеосъемки. Разумеется, этим концертом я не ставлю точку на своих «Балах». Просто новая грань творчества.

Поначалу это вызвало непонимание и даже открытую вражду. Столкнулись два лагеря: академический и эстрадный. «Классики» сложно принимают в свои ряды людей не их круга. А тут вдруг явился человек с эстрады и стал посягать на святая святых.

Но даже негативная реклама работает артисту «в плюс». Так как существует большой интерес к моему творчеству, на концерте присутствовали высокие гости: первая леди России Людмила Путина, премьер-министр Касьянов и множество других министров.

После успеха изменилось мнение и «академиков». Они думали, что я буду танцевать на сцене, петь в микрофон и т. д. А все происходило так, как и должно было быть на классическом концерте. Что многих удивило и даже порадовало. А многих разочаровало, поскольку они не насладились моим провалом.

В Киеве мы даем концерт в рамках года России в Украине. К тому же я стал человеком года в Украине. Поэтому, мне показалось, что я имею право приехать сюда с такой необычной программой.

С другой стороны это и эксперимент. Я не знаю, что будет дальше, куда меня еще заведет мой наглый, амбициозный характер? Во всяком случае, я не собираюсь останавливаться на достигнутом.

— Были ли на вашем академическом концерте молодые лица?

— Конечно. Сейчас большой интерес к романсу. Неправда, что это жанр для пенсионеров. Определенный духовный дефицит молодежь восполняет именно классикой.

— Будет ли отличаться ваш репертуар, который вы исполняете здесь от того, что вы даете в Москве. В частности будут ли включены романсы на украинском языке?

— Я хотел это сделать сюрпризом, но не получилось. Да, будут песни на украинском языке.

Концерт, кстати, будет весьма продолжительным. Я вам, как вокалист, скажу: спеть два отделения по час- пятнадцать, действительно тяжело. Тем более без микрофона. Обычные классическая норма: два отделения по сорок пять минут.

— Какова была реакция музыкантов оркестра Национального театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко?

— Они были удивлены! Приехал какой-то «москаль», будет петь в нашем прославленном оперном театре. Посмотрим, на что он способен! Но после того, как я взял «ля» и «си» — они меня зауважали. И даже наградили аплодисментами.

— Вы будете только в Москве и Киеве давать такие концерты?

— Еще в октябре, в Кишиневе. По приглашению президента Молдавии.

«ГЛАВНОЕ В ИСПОЛНЕНИИ — ДУША. ЕСЛИ ЭТОГО НЕТ — ЭТО УЖЕ РЕМЕСЛО,А НЕ ИСКУССТВО»

— В одном из интервью вы сказали, что вам нравится, как работает Питер Гебриэл. В его лучших, динамичных хитах, таких, как «Молот» или «Пар», сочетаются и электроника, и симфонические аранжировки. После того как вы закончите свой «академический» период, нет желания сделать какой-нибудь «синтетический» альбом, объединяющий разные жанры. Все-таки третье тысячелетие на дворе — хочется чего-то масштабного.

— Вы знаете, и это есть в планах. Вы слышали последний альбом Питера Гебриэла?

— Разумеется. Но он там такой спокойно-уставший.

— Да, он успокоился. Но тем не менее не уходит далеко от того, чем занимался всегда. Я же — странствующий пилигрим. То в одну сторону заносит, то в другую. Это нормально для художника. Если художник останавливается на достигнутом — это гибель. Но все, за что я берусь, пытаюсь довести до триумфа.

— Когда вы станете своим в академической среде, вы их радостно предадите? Ради новых горизонтов.

— Я никого и никогда не предавал. Просто хочу доказать, что зря «классики» считают эстраду легким жанром. Я хочу им доказать, что мы можем делать то же, что и они. Безусловно, я доказываю это и себе самому.

— Что главное, объединяющeе все, что вы делаете: будь-то академическое исполнение, либо эстрадное?

— Главное — душа. Если этого нет — это уже ремесло, а не искусство.

— Как вы относитесь к недоброжелателям?

— Я на них не растрачиваю силы. Собака лает, ветер носит. Все, что на уровне разговоров, сплетен, — меня это не интересует. Я серьезно отношусь к своему имени. Если в прессе со мной откровенно начинают воевать — я отвечаю тем же.

— Вы не боитесь, что вас будут обвинять в дилетантизме?

— У меня, между прочим, академическое образование по специальности «концертно- камерный певец и преподаватель вокала».

— В связи с тем, что у вас еще диплом преподавателя вокала, не собираетесь ли вы больше уделять времени учебному процессу.

— Я хочу открыть школу романса.

— Школу романса Александра Малинина?

— Нет, будем говорить скромнее: «Школа романса».

«МОЯ АУДИТОРИЯ ЗНАЕТ: Я НЕ ОБМАНУ В КАЧЕСТВЕ»

— Уже сейчас идет подготовка к телевизионным новогодним мюзиклам, таким как «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Золушка». Приглашали ли вас в подобные мюзиклы? Интересно ли вам работать в них?

— Я получал предложения, но, к сожалению, у меня в тот период были гастроли. Но сейчас жду предложений. Мне любопытны любые интересные проекты.

— Из современных авторов кто-то работает в жанре романса на уровне Таривердиева?

— Многие пытаются работать в этом жанре. У меня из таких авторов, например, Ольга Куланина и Юлия Донская. Их романсы я с успехом исполняю уже несколько лет. Из маститых — тот же Тихон Хренников.

Но мы не должны забывать, что шоу-бизнес обязательно присутствует в нашей жизни.

«Академики» говорят, что нам шоу-бизнес не нужен. Однако на самом деле классическая музыка — тоже шоу-бизнес. Они этого еще не понимают, но на них уже зарабатывают деньги.

Другое дело — дело вкуса. Существует, например, артист Малинин, который подходит серьезно к выбору репертуара. Есть достаточно высоко поставленная планка, ниже которой я не опущусь.

Есть же артисты, которые могут на трех аккордах взять песенку, их устраивает «ширпотреб». И, к несчастью, такой подход сейчас распространен. Это «кассово», это «форматно», как выражаются СМИ.

У меня иной подход. Я могу позволить себе выбирать. У меня уже сформировавшаяся аудитория, которая с пониманием воспринимает мои артистические поиски. Они знают: я их не обману в главном — в качестве.

«Я — НЕ ПОСЛЕДНЯЯ КРУПИНКА В КОТЛЕ ШОУ-БИЗНЕСА, А ТАКОЙ «ЖИРНЫЙ КУСОК МЯСА»

— Скандал вроде бы непременный атрибут шоу-бизнеса? Но у вас безупречная репутация.

— Я не люблю скандалов и стараюсь не давать повода для них. Хотя многие в шоу-бизнесе сами «заворачивают» скандал, для того чтобы о них заговорили. Обо мне говорят и без скандалов.

— Вы себя считаете участником шоу-бизнеса?

— Конечно. Я не последняя крупинка в этом котле, а — такой жирный кусок мяса!

(Общий смех).

— Академическое исполнение и чувственность сочетаются? Ведь зачастую на «академических» подмостках приветствуется выхолощенное исполнение. Вы пытаетесь вкладывать «мужское начало» в свой вокал?

— Естественно, надо, чтобы у зала «дух захватывало» — в этом и состоит мастерство артиста. Это мой конек! Нужно обязательно заставить публику волноваться, переживать! Сидеть, затаив дыхание, и бояться кашлянуть...Хотя на живых концертах поражает, когда люди кашляют в самых неподходящих моментах. Но самое отвратительное — мобильные телефоны. Просто кошмар! Предупреждают перед началом, везде объявления. Все равно — как специально ждут звонка. Это «напрягает», но поделать ничего не могу.

«ПУБЛИКА ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ»

— Что для вас отдых?

— Отдых — игра с друзьями на бильярде.

— На деньги?

— Конечно. В бильярд нельзя играть бесплатно, тогда нет азарта...Еще я люблю читать. В последнее время увлекся историей государства российского. Прочитал всего Радзинского и Пикуля.

— Не хотелось бы вам поставить оперу на историческом материале, вроде «Бориса Годунова».

— Хотелось, но не с кем. Если это ставить на эстраде, то сложно найти действительно стоящих людей.

— Нет вашего уровня?

— Очень мало. Из тех, кому такое по плечу — все заняты. Каждый ставит свою оперу.

— Классические арии не собираетесь включать в репертуар?

— Потихонечку.

— От Николая Баскова не придется дистанцироваться? Как вы вообще относитесь к подобному жанру: когда это и не эстрада, и не опера, а ...

— Черт знает что. Нет, я не хочу смешивать: классика — это классика, эстрада — это эстрада. А то, чем занимается упомянутый вами артист... Он еще не определился, он еще молод.

— К старости разберется?

— Наверное. Он талантливый человек, он распоется. Ему всего 25 лет.

— Это в вас преподаватель говорит?

— И преподаватель, и умудренный опытом коллега. Единственно, что если вкуса нет, ему научить невозможно.

— Вам были предложения спеть дуэтом?

— Предложений было много, пока еще не спел ни одного. Не вижу смысла.

— А с кем бы вы хотели спеть из мировых звезд?

— С Пласидо Доминго.

— С Лучано Паваротти отказались бы, он как раз известен в пристрастии к дуэтам.

— Не отказался бы (смеется). Паваротти — великий певец... Недавно о нем была информация, что в каком-то серьезном спектакле в связи с нездоровьем он пустил пару «петухов». В прессе его стали жестоко «раскатывать». Публика не прощает ошибок. Никаких «человеческих факторов» для шоу-бизнеса не существует. Или ты на коне, или под конем.

Константин РЫЛЕВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ