Куда идет Украина? Казалось, этот вопрос уже давно можно было отнести к разряду «заезженных» и неактуальных. По крайней мере, если исходить из официальной позиции украинского руководства, которое заявляет о стратегическом внешнеполитическом приоритете — евроатлантической интеграции. В прошлом году Украина сумела отстоять приверженность европейскому курсу, отказавшись от настойчивых приглашений России поучаствовать в Евразийском экономическом сообществе. Однако в феврале нынешнего года Киев вновь заставил многих экспертов поразмышлять на тему постоянства. Руководители четырех государств — России, Казахстана, Беларуси и, понятно, Украины — решили создать Единое экономическое пространство (ЕЭП). Казавшаяся вначале выгодной новая интеграционная идея сейчас, похоже, выглядит менее заманчиво.
Российская пресса, многочисленные политики из Москвы в последнее время все чаще и упорнее бросают упреки в сторону Украины, которая «морочит голову Кремлю, торгуясь за его спиной с Западом». Об этом, в частности, написала вчерашняя российская «Независимая газета», автор которой, ссылаясь на интервью советника Президента Украины, директора Национального института стратегических исследований Анатолия Гальчинского «Дню» (7 июня 2003 года), делает вывод, что «заигрывая с Москвой, Киев ориентируется на западных инвесторов». Подобные мнения в околомосковских кругах можно услышать довольно часто. Правда, в интервью Анатолия Гальчинского дается принципиально другое объяснение сложившейся ситуации вокруг ЕЭП. Главное отличие — не Украина, а Россия тормозит выполнение необходимых условий для эффективного торгово-экономического сотрудничества. Подобное происходит и с ЕЭП, который в Москве пытаются превратить в некий политический проект, где приоритетными будут интересы единственной стороны — России. Подходит ли такой расклад Украине?
Позавчера с неожиданным «посланием» выступил председатель Исполнительного комитета СНГ Юрий Яров. Он сообщил, что в сентябре в Ялте ожидается подписание соглашения по созданию ЕЭП, а самое главное — по учреждению его наднационального органа по торговле и тарифам. Вполне возможно, что г-н Яров не совсем владеет ситуацией, связанной с переговорами по созданию ЕЭП, а потому предоставил информацию, не соответствующую действительности. Во всяком случае, согласно «Основным направлениям внешней политики Украины», одобренным Верховной Радой еще в 1993 году, наша страна «будет избегать участия в институционализации форм межгосударственного содружества в рамках СНГ, способных превратить Содружество в надгосударственную структуру федеративного или конфедеративного характера». Не относится ли это в полной мере и к ЕЭП? Очень даже относится, если верить продолжению заявления Юрия Ярова. По его мнению, «еэповский» опыт может быть востребован другими межгосударственными интеграционными объединениями, включая... СНГ. «Сегодня существуют «двойка», «пятерка», ЕврАзЭС, есть ГУУАМ, есть Центральноазиатский форум, но, тем не менее, в этих рамках, в этих региональных объединениях все-таки не удалось создать наднациональный орган, к которому мы все стремимся, смотря на результаты деятельности Европейского Союза», — сказал Яров. При этом он подчеркнул, что для Исполкома СНГ самым важным является то, насколько далеко «четверка» сможет продвинуться по пути экономической интеграции, насколько она будет работать эффективнее других региональных объединений, если удастся создать наднациональный орган.
Официально Украина на звучащие укоры и «наднациональные» слухи пока не отреагировала. Очевидно, не видя для этого никаких оснований. Однако есть основания задуматься над тем, куда Украину могут «затянуть». Владимир Лупаций, исполнительный директор Центра социальных исследований «София» в комментарии «Дню» сказал, что на данном этапе на переговорах по ЕЭП Украина заняла оборонительную позицию. «Когда Киев подписался под этой идеей, то сам себя загнал в пикантное положение», — считает эксперт. По его мнению, «Россия предложила свой формат развития ЕЭП, который фактически сводится к созданию наднациональных органов». В то же время «Киев не демонстрирует способности лишить Москву монопольного права на интеграционные инициативы на пространстве СНГ, не предлагает собственной интерпретации развития ЕЭП. Создание зоны свободной торговли на принципах ВТО не что иное, как попытка мягко денонсировать предыдущие договоренности», — уверен Владимир Лупаций. Он подчеркнул, что «единственным конструктивным выходом для Украины будет поставить вопрос об интернационализации двух процессов». Эксперт напомнил, что Москва давно ведет переговоры с Евросоюзом о создании общеевропейского единого экономического пространства. Украина же могла бы предложить объединить этот диалог с диалогом «четверки».
Впрочем, многие украинские дипломаты в конфиденциальных разговорах признаются, что не верят в реализацию ЕЭП. Заявления же об интеграции на постсоветском пространстве носят не более чем политический, декларативный характер. В первую очередь — со стороны России.