Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Снова о нашем языке

6 июня, 2003 - 00:00

Некоторые идеологические методы, применявшиеся покойной советской властью, убедительно развеивают распространенные на Западе мифы о неспособности славян к систематической настойчивой целеустремленной работе. Когда дело касалось идеологии, скажем, перестройки национального сознания общества, советские функционеры не считались ни с трудностями, ни с расходами и своей тщательностью, изобретательностью, вниманием к деталям и трудолюбием могли конкурировать с кем угодно в западном мире. Многие компартийные технологии должны были бы войти в Книгу рекордов Гиннесса или претендовать на высшие международные награды. Ведь нет сомнений, что благодаря изобретенным в Союзе методам были достигнуты рекордные результаты — уровень зомбирования советских людей граничил с широкомасштабным чудом. После должной обработки значительная часть общества искренне называла белое — черным, черное — белым, а несчастье — счастьем и наоборот.

В качестве примера можно вспомнить блестящие имперские стратегии глобальной русификации (различными способами) многомиллионной Украины. Русификации, гипноз которой вовсе не так просто и не так быстро можно снять, как это кое-кому сейчас кажется. Очевидно, что в это дело придется вложить — в соответствии с универсальным законом равенства действия и противодействия — такое же количество труда, денег и изобретательности, которое пошло когда-то на русификацию.

Последнее «генеральное наступление» на украинский язык в Украине имело место ровно 20 лет назад, и началось оно постановлением ЦК Компартии Украины и Совета Министров УССР «Об организации выполнения в республике постановления ЦК КПСС» от 26 мая 1983 года и соответствующим пресловутым постановлением коллегии Министерства образования УССР от 29 июня 1983 года «О дополнительных мерах по усовершенствованию изучения русского языка в общеобразовательных школах, педагогических учебных заведениях, дошкольных и внешкольных учреждениях республики». Напомним, что в этом последнем постановлении (кстати — только «Для служебного пользования»), в частности говорится:

«Каждому коллективу школ и других учебных заведений с нерусским языком обучения, коллективам институтов усовершенствования учителей и методических кабинетов, педагогическим учебным заведениям и научно-исследовательским институтам:

— обеспечить неуклонное распространение сети школ и классов с углубленным изучением русского языка и литературы;

— принять меры для подъема уровня обучения и изучения русского языка;

— создать учителям русского языка, не имеющим законченного высшего образования, все нужные условия для подъема уровня образования;

— увеличить количество часов на изучение русского языка, используя для этого время, отведенное для изучения учебных дисциплин по выбору;

— увеличить ежегодный прием в аспирантуру по профессии «Русский язык и литература»;

— принять дополнительные меры для широкого использования имеющихся возможностей морального поощрения педагогических, методических и руководящих кадров, отличившихся в работе по улучшению изучения русского языка в школах республики.

Предусмотреть в проектах бюджетов на текущий и последующие годы нужные ассигнования:

— на повышение (16%) ставок заработной платы учителей подготовительных и начальных классов, которые проводят занятия по русскому языку, учителей русского языка и литературы 9 — 10 (11) классов общеобразовательных школ и школ-интернатов, педагогических училищ с нерусским языком обучения, расположенных в сельской местности и поселках городского типа;

— на повышение стипендиатских расходов на студентов, которые учатся в педагогических институтах по профессии «Русский язык и литература в национальной школе».

Подготовить предложения для Госкомиздата УССР для издания новых учебников русского языка для национальных школ, а также литературы на русском языке для детей дошкольного возраста».

Как видим, в постановлении 1983 года охвачено все и вся — от детей дошкольного возраста до аспирантов, от сельской местности до Госкомиздата, от почетных наград до повышения зарплаты преподавателям русского языка. Никто и ничто не забыто, в том числе и бюджетное финансирование.

Думаю, что таким прекрасным документом, эффективность которого апробирована в масштабах Советского Союза, грех не воспользоваться в наших нынешних сложных условиях. Поэтому предлагаю следующее — взять то «Постановление Коллегии Министерства образования УССР» от 29 июня 1983 года, заменить в его тексте слова «русский» на «украинский» (язык), а после этого — обязательно восстановить действие Постановления. Тогда, для примера, получим сегодня такую меру для «обеспечения безоговорочного распространения сети школ и классов с углубленным изучением украинского языка и литературы»: «Повысить (на 16%) ставки заработной платы учителей подготовительных и начальных классов, которые проводят занятия по украинскому языку, учителей украинского языка и литературы 9 — 10 (11) классов общеобразовательных школ и школ-интернатов, педагогических училищ с неукраинским языком обучения, расположенных в сельской местности и поселках городского типа». Хорошо звучит также: «Увеличить количество часов на изучение украинского языка, используя для этого время, отведенное для изучения учебных дисциплин по выбору». То же касается и других разделов постановления, в частности, «должно быть предусмотрено в проектах бюджетов на текущий и последующие годы нужных ассигнований».

Предлагаемая метаморфоза советского документа достойно отметила бы 20-летний юбилей последнего(?) в исторической серии русификаторских постановлений-приказов, которыми старательно вытравливали украинский язык из украинского общества.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ