Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Львов в судьбе Юрия Башмета

Известный альтист книгу «о себе» на украинском языке будет спонсировать сам
5 июня, 2003 - 00:00


Львовяне первые познакомились с книгой Ирины Черновой-Строй «Грани таланта», посвященной выдающемуся альтисту современности. На презентацию в уютный зал дворца Потоцких пришли одноклассники, друзья, родственники Юрия Башмета. Именно на средства львовских друзей и почитателей таланта великого музыканта небольшим тиражом, на русском языке, и издана эта книга. Украинский же вариант существует пока что в единственном экземпляре и издан он на деньги автора книги, скромного музыковеда. На украинском языке для широкой аудитории «Грани таланта» выйдут тоже: Юрий Башмет сам спонсирует издание.

* * *

Если бы отец Юрия Башмета в 1971 году не начал собирать свой архив, эта книга вряд ли бы родилась. Маленькая статья в местной газете дала толчок огромной работе, по сути, стала целью жизни Абрама Борисовича. Газетные вырезки, письма, школьные сочинения, дневники, грамоты, ноты, первые музыкальные сочинения, фотографии подшиты, каталогизированы по годам и месяцам. Абрам Борисович называет свою архивную деятельность миссией отца и мечтает, что «работа станет памятником маме, великой маме» Юрия Башмета. Конечно, в начале 70-х отец не мог знать наверняка, что его сын станет музыкантом планетарного масштаба, что специально для него будут писать и посвящать ему свои произведения крупнейшие современные композиторы, причем с расчетом на безграничные исполнительские возможности Башмета. Но сердце отца чувствовало — его сын особенный человек!..

И с книгой, считает Абрам Борисович, он попал в десятку — прекрасный автор, найденный им, Чернова-Строй, сумевшая соединить свои музыковедческие качества и философичность подхода к творчеству Мастера; талантливый оформитель Георгий Бегляров и, конечно, неравнодушный издатель — литературное агентство «Пирамида».

«В феврале 1998 года (цитата из книги) на вопрос журналиста: «Что, побудило вас стать музыкантом? Семья или какие-то внешние обстоятельства?» — Юрий Башмет ответил: «И то, и другое. Мои родители не были профессиональными музыкантами, но очень любили музыку. А внешние обстоятельства заключались в том, что я вырос в Львове».

Почетный знак Министерства культуры и искусств Украины, который вручили Башмету в день презентации книги, растрогал музыканта, и он искренне за него благодарил:

— Не верьте тем, кто заявляет, что внимание представителей власти для них не имеет значения. Если что-то вручается, это значит, что власти не могут не реагировать на ту огромную любовь людей, которая возникла к художнику. Хотя самая большая награда — даже не полные залы и не потрясающий успех, а что- то не совсем понятное, как перо Жар-птицы. Когда приходит момент озарения. Не дай Бог это потерять. Вот уж где трагедия!

…Наверняка поначалу многие удивлялись — отчего для импрезы выбран такой маленький зал? В проходах стояли не просто рядовые львовяне, а и композиторы, и спонсоры книги, и даже хозяин помещения — директор Львовской картинной галереи Борис Возницкий, почитаемая во Львове личность. А потом уж точно возблагодарили Бога, ибо атмосфера воцарилась уникальная, теплая. И Башмет смог обратиться ко всем своим одноклассникам по школе им. Соломии Крушельницкой, поразить всех своей уникальной памятью и много шутить. Вспомнил, как в очередной раз убедился в мудрости отца (посетовал — лучше было бы всегда его слушаться):

— Приезжая домой на каникулы, всегда обходил родственников. Отец говорил: «Пойдем, потратишь два часа, но зато потом будешь все каникулы чувствовать себя спокойно». Так было в течение пяти лет. И вот как-то приехал я во Львов на концерт. Отец, как всегда, сказал: «Ну, поехали к родственникам». Мама отстояла меня: «Ребенок приехал не на каникулы, оставь его». Я нервничал, выступать надо было перед одноклассниками, педагогами, друзьями… И вот начинается концерт... Я играю. И вдруг боковым зрением вижу, что кто-то приближается. По проходу идет родной брат дедушки дядя Саша. Он, прихрамывая, подходит прямо к сцене и громко говорит: «Юрик, здгаствуй!» Жаль, что этого нет ни в какой книжке.

В Москве, кстати, недавно вышла книга самого Юрия Башмета — «Вокзал желания». Следует отметить: она оказалась духовным близнецом львовского культурологического подхода к феномену его творчества. А то, что такое исследование необходимо, давно уже все понимали.

Ирина ЕГОРОВА, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ