Авторитарные режимы в современном мире не существуют в вакууме. Как правило, у них есть политические, финансовые и идеологические партнеры за рубежом. Автор статьи анализирует ответственность арабского мира за становление и существование режима Хусейна. Ответственность европейских, российских, американских политиков и компаний за то, что происходило в Ираке, вероятно, еще ждет своих исследователей.
После падения режима Саддама Хусейна становятся ясными масштабы его жестокости по отношению к иракскому народу. Раскапываются братские могилы, открываются камеры пыток. Бесчисленное множество иракцев открыто рассказывают бросающие в дрожь истории об убийствах и исчезновениях дорогих им людей.
В остальных арабских государствах политическое руководство и средства массовой информации стараются не распространяться об этих сторонах правления Саддама. И у них есть причины избегать подобных тем.
Лучшей порой отношений Саддама с арабским миром была ирано-иракская война в 1980-х годах. Нападение Саддама на Иран успокоило опасения арабских режимов относительно возможного экспорта исламской революции Ираном под руководством Аятоллы Хомейни. Покойный монарх Иордании король Хусейн оказал Саддаму помощь в инспектировании линий фронта. Страны Персидского залива, особенно Саудовская Аравия и Кувейт, предложили ему финансовую и информационную поддержку.
Влиятельные элементы египетского общества, такие как армия, бизнесмены, журналисты и идеологические группы, также сыграли заметную роль в оказании поддержки Саддаму в войне против Ирана. Единственным исключением в этом проявлении солидарности арабских стран по отношению к действиям Саддама была Сирия. Ее бывший лидер, президент Хафез аль Асад, встал на сторону Ирана.
Жестокость Саддама в самом Ираке также играла на руку его соседям. Он притеснял шиитов — традиционных оппонентов суннитских режимов в регионе, подавлял курдов, что было выгодно Турции и Сирии, имеющим свои достаточно многочисленные — и непокорные — курдские меньшинства. Действительно, подавляя любой намек на демократию или политическую оппозицию в Ираке, полицейское государство Саддама полностью устраняло риск возможного распространения инакомыслия на соседние страны.
Саддам прекрасно понимал, как можно использовать богатство и влияние для приобретения друзей за пределами Ирака. Для достижения своих целей он использовал нефтяные ресурсы страны, предоставляя значительные скидки Иордании и Сирии, находившимся в сложном экономическом положении, обеспечивая себе тем самым их благорасположение.
Саддам также сосредоточил свое внимание на средствах массовой информации в арабском мире, осознавая их могущество в области формирования и контроля общественного мнения. Саддам тратил огромные суммы, покупая политиков, журналистов, писателей и артистов в Ираке, арабских странах и за их пределами. Посредством налаженной системы взаимодействия органов безопасности и средств массовой информации Саддам финансировал множество газет и журналов, одаривая их суммами, невообразимыми для простых арабских журналистов.
Система взаимодействия политики, спецслужб и средств массовой информации постоянно находилась в действии. Арабские писатели и артисты, приглашенные на устраиваемые Саддамом культурные мероприятия, неизменно обнаруживали приятные сюрпризы, открывая розданные в качестве подарков портфели, набитые пачками долларов. Тем, кто пользовался особым расположением Саддама, выпадали гораздо более крупные дары: особняки, роскошные апартаменты, автомобили последних моделей и т.д.
Десятки арабских интеллектуалов имели такого рода отношения с Саддамом. В арабском мире многие из этих людей являются литературными знаменитостями, идолами кино и звездами средств массовой информации. Обнаруженные недавно документы свидетельствуют о том, что сотни таких людей получали деньги и подарки от Саддама и его приспешников.
В центре этой системы находились культурные организации, созданные Саддамом в столицах арабских и других стран мира. Посольства Ирака играли роль центров массовой информации наряду с их второй, менее привлекательной функцией отслеживания диссидентов всех политических мастей. Единственной задачей этих щедро финансируемых организаций было «продавать» Саддама Хусейна за границей и дискредитировать его оппонентов.
Я знаю по собственному опыту, как сложно было предложить альтернативный взгляд на Ирак и его культурную жизнь. С группой коллег я организовал небольшую культурную группу, работавшую без всякой поддержки извне. Мы прошли через множество испытаний, старясь опубликовать наши произведения или сделать обзор жизни иракского общества. Я помню, сколько усилий было приложено, прежде чем вышел в свет наш первый литературный обзор «Al-Badeel» («Альтернатива») более двадцати лет тому назад в первые годы вынужденной ссылки в Ливане.
В арабском регионе Саддам манипулировал чувствами и настроениями людей, постоянно меняя идеологический рацион, состоявший из светских, исламистких и националистических лозунгов. Все это он увенчал призывом освободить Палестину «от реки до моря», т.е. уничтожить Израиль, превзойдя в своих призывах самих палестинских лидеров. Именно Саддам собственной рукой добавил слова «Бог велик» на иракский флаг.
Саддам также поручил своему заместителю Иззату Ибрагиму возглавить так называемую «кампанию за веру». Кампания должна была служить нескольким целям, включая подавление свободного светского мышления. В более широком плане она была задумана, чтобы привлечь на свою сторону арабов и мусульман посредством пустых, но помпезных заявлений. К сожалению, многие арабы, как власть имущие, так и обыкновенные люди, попались на эту уловку.
Сегодня, после падения режима Саддама, Ираку предстоит подвести черту под десятилетиями физического насилия и культурного давления. Иракцам придется пересмотреть такие понятия, как национализм, суверенитет и исламское общество, которые никогда не подвергались критическому изучению. То, как арабский мир отреагирует на становление нового Ирака, а также то, сможет ли он признать свою долю ответственности в том, что происходило в Ираке при Саддаме, даст нам хорошее представление о том, какого рода арабские общества следует ожидать в будущем.
Авед НАСИР — иракский поэт, все еще находящийся в ссылке в Лондоне, где он занимается литературной и редакторской деятельностью.