Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Валерий ПУСТОВОЙТЕНКО: Чем ближе к выборам, тем сложнее говорить о едином кандидате

22 апреля, 2003 - 00:00


Судьбы Народно-демократической партии Украины и ее лидера, ныне народного депутата Украины, главы комитета по вопросам строительства, транспорта и связи Валерия Пустовойтенко во многом схожи (что, впрочем, неудивительно). НДП успела побыть «партией власти», пережить раскол и привыкнуть к новой для себя, достаточно скромной, роли. В. Пустовойтенко долгое время занимал ответственные посты в украинском правительстве, в том числе и премьерский (причем оказался одним из «долгожителей» в нем, — его премьерский стаж равен почти трем годам), — однако сейчас четвертый номер избирательного списка блока «За единую Украину», похоже, считает себя человеком только своей, а не чьей-либо команды... Без проблем, по словам ее лидера, прошедшая Минюстовскую перерегистрацию и насчитывающая на данный момент около 260 тысяч членов НДП тоже сегодня определяет свое место в политическом процессе. Судя по ноткам горечи в голосе собеседника «Дня», имеющийся опыт накладывает на эти искания свой отпечаток.

— Был ли результат голосования по программе правительства — 335 голосов «за» — для вас неожиданным?

— Нет, я был абсолютно уверен в том, что за программу проголосуют. К тому же, из прозвучавшего после голосования по закону о выборах заявления Виктора Пинзеника и представителей других оппозиционных фракций следовало, что между ними и правительством существовала договоренность о поддержке правительственной программы в обмен на поддержку частью большинства пропорционального избирательного закона. Хотя лично я голосовал за этот закон о выборах по убеждению, — договоренности такого рода, считаю, недопустимы. А то, что в парламенте нет стабильного политического (подчеркиваю, политического, а не «технического») большинства, — это, конечно, наша боль.

— То есть до дня голосования вам о каких-либо договоренностях между правительством и оппозицией ничего не было известно?

— Разве что на уровне слухов.

— В вашем присутствии премьер оппозиции ничего не обещал?

— Нет.

— Во время обсуждения программы Кабмина вы назвали ее «манифестом намерений, а не стратегией деятельности правительства», тем не менее заявив о том, что ваша фракция приняла «политическое решение — поддержать программу единогласно». Видимо, подобными мотивами руководствовались и некоторые другие фракции «девятки». Не причинит ли такая политическая мотивация вреда отечественной экономике, которой, если следовать вашей логике, предстоит развиваться в отсутствие определенной правительственной стратегии?

— Премьеру и другим членам правительства нужна — знаю это по себе — уверенность в том, что хотя бы какое-то время им дадут работать спокойно. Что же касается стратегии, то я в своем выступлении подчеркивал необходимость разработки стратегической программы политического, экономического, социального развития Украины. Проект такой программы был подготовлен еще в конце 1997 — начале 1998 годов (когда Валерий Пустовойтенко возглавлял украинское правительство. — Ред. ). Такой документ Верховная Рада обязана принять в виде закона, а все программы правительства должны быть направлены на его реализацию. Тогда будет порядок. А рассчитанная на год, во многом декларативная программа разве что дает министрам возможность учиться работать. Человек, пришедший в правительство, первый год учится работать, второй год — работает, и только на третий год появляются результаты его работы. К сожалению, правительства у нас меняются гораздо чаще, и это очень плохо. Тем временем, провозглашенный в прошлом году Президентом курс, согласно которому Украина в 2011 году намеревается стать членом Евросоюза, не конкретизируется и не реализуется. Наша экономика нуждается в структурных изменениях. У нас угрожающая демографическая ситуация, — ученые прогнозируют, что в 2014 году украинцев будет 44 миллиона, а в 2050 — всего 30 млн. Необходимо четко определить и внешнеполитические приоритеты. Пока же участие в создании единого экономического пространства на территории СНГ и одновременная интеграция в Европу в сумме дают ноль: не двигаемся никуда, стоим на месте. И ждем, кто бы нас, как того бегемота, вытащил из болота…

— Есть ли уже какая-то реакция коллег на ваши предложения, касающиеся политической реформы?

— И Ющенко уже приходил, и с Морозом разговаривали, и с Симоненко, и с представителями большинства… Обсуждаем эти идеи и в наших региональных парторганизациях. То есть мы активно работаем в этом направлении. Мы — за парламентско-президентскую республику, мы считаем, что президент должен быть гарантом Конституции, защитником прав своих сограждан и строго спрашивать за нарушение этих прав и с правительства, и с местных органов власти — при помощи механизма, который еще надо отработать, потому что сейчас спросить с кого-либо не так-то просто… Президент сегодня, напротив, стал заложником недостатков существующей Системы. Считаю, что премьер и министры, раз они являются политическими фигурами, должны сохранять свои позиции в парламенте, то есть иметь право быть также и народными депутатами. Необходимо также повысить статус государственных секретарей. Президент в своем выступлении сказал, что можно четыре-пять госсекретарей ввести в состав Кабмина, — но это нонсенс, госсекретари — это совершенно иная структура власти. Вертикаль должна быть четкой, нельзя ничего смешивать, а то потом вообще не разберем, что к чему.

— Одна из ключевых задач политреформы — усиление роли парламента, выступаете за это и вы. Однако, глядя на наш сегодняшний парламент — стоит ли усиливать его роль?

— Если в работу парламента будут меньше вмешиваться извне, ее, думаю, удастся стабилизировать. Работали же одно время — после Нового года — вроде нормально, так или нет?.. Нам необходимо решить несколько серьезных вопросов, возникающих в процессе нашей работы — об избирательном законе, например. По моему мнению, еще раз подчеркиваю, у нас должен быть однопалатный парламент, избираемый на пропорциональной основе. Выборы в местные советы целесообразно проводить по мажоритарной системе, но кандидатов туда должны выдвигать партии. Говорят: у нас, мол, нет настоящих партий и т.п. Уверяю вас: если будет принято такое решение, завтра на места желающих вступить в ту или иную партию выстроятся в очереди. Разумеется, нас интересуют не сугубо количественные показатели, — нам нужен переход количества в качество, нужно, чтобы партийная система развивалась…

— А ситуацию, сложившуюся в Верховной Раде в прошлый «голосовательный» четверг, вы тоже считаете следствием какого-то «внешнего воздействия»?

— Полагаю, да. Я не был на совещании лидеров фракций у Владимира Литвина: в перерыве у меня была запланирована встреча со школьниками, которых привезли в Верховную Раду, — разве я мог им отказать? С другой стороны, о чем было договариваться? Я ни с кем ни о чем не договаривался, я никому ничего не должен. У нас есть своя политическая линия. Поэтому я и говорю, что нужно прекратить попытки «договориться» и встать на путь поиска политического консенсуса. Мне приятно, что, к примеру, Виктор Ющенко подошел ко мне и сказал: мы, дескать, ознакомились с нашими предложениями по политической реформе и готовы их поддержать. Посмотрим.

— В нынешнем послании Президента к Верховной Раде говорится, в частности, о том, что оппозиция и власть должны научиться видеть друг в друге партнеров. Для этого оппозиция, считает Президент, должна отказаться от популистско-радикальных лозунгов и требования и от действий, граничащих с политическим экстремизмом. Должна ли, на ваш взгляд, от чего-либо отказаться власть?

— Власть и оппозиция должны, разумеется, садиться за стол переговоров, — но это будет сложно сделать, и не думаю, что это произойдет до президентских выборов. В нынешней ситуации оппозиции выгодно набирать баллы именно на критике власти. Власть же должна в свою очередь адекватно реагировать на конструктивные замечания, исходящие от разных политических сил. Это мое мнение, и пусть меня кто- то убедит в том, что я не прав. Что, допустим, губернатор не должен подчиняться премьер-министру. Меня будут резать, но я с этим не соглашусь. Должна быть единая система исполнительной власти, — и мы к этому придем. Когда-то — лет через пять — десять — должность губернатора у нас, возможно, станет выборной. Но только тогда, когда законодательство, судебная система, общественный контроль и прочее будут исключать для регионального руководителя возможность почувствовать себя бесконтрольным и безнаказанным. Пока же мы такого уровня не достигли.

— Вы считаете реальной смену модели власти в Украине еще до выборов 2004 года?

— Альтернативы нет: нужно за два оставшихся до конца нынешней сессии месяца собрать все предложения, обобщить их, пойти отдохнуть, посоветоваться у себя в парторганизациях, в общественных организациях, осенью вернуться, созвать Конституционную Ассамблею с как можно большим числом участников и продолжить работу над компромиссным вариантом изменений в Конституцию. В этом случае к концу нынешнего года — началу следующего мы сможем эти коррективы внести.

— Чем ближе выборы, тем меньше у их возможных участников желания как-либо ограничивать полномочия Президента…

— Сейчас полномочия главы государства в самом деле достаточно широки. Откровенно говоря, я бы их никому не отдал. Президент провозгласил начало перехода к парламентско-президентской республике, но механизм предложил, несколько не соответствующий данным декларациям.

— Недавно лидеры СДПУ(О) и «Трудовой Украины» выразили надежду на то, что центристским силам удастся выдвинуть на выборах-2004 единого кандидата. Переговоры между этими партиями якобы уже ведутся, и их субъекты надеются на присоединение к ним и других политических сил, представленных в парламентском большинстве. Вам уже делались соответствующие предложения?

— Да, делались. Мы в партии обсуждаем эти идеи — сходу, разумеется, ничего не отбрасываем. К этим вопросам нужно относиться очень серьезно. В программе нашей партии написано, что на данном этапе мы будем выдвигать своего кандидата на президентские выборы. Это решение может изменить только съезд. Это во-первых. Во-вторых, на предыдущем этапе мы ставили перед собой задачу войти как сильная партия в мощный избирательный блок. Мы эту задачу выполнили — НДП была среди инициаторов создания блока «За единую Украину». Но перед этим мы подписали соглашения с 14 политическими партиями, — к сожалению, большинство из них были отодвинуты в сторону, став нашими политическими конкурентами, а в блок вошли только пять. Однако, придя в парламент, мы разделились на несколько фракций. Я был категорически против этого. Я считал, что в таком же составе мы должны были идти и на президентские выборы. Увы, сейчас мы все снова являемся не партнерами, а конкурентами. И сегодня говорить о едином кандидате сложнее, чем это было перед парламентскими выборами 2002 года. Поэтому мы пройдем тот путь, который должна пройти партия. В конце мая мы проведем форум народных демократов, где сделаем заявку на подготовку к президентским выборам.

— На каких принципах должен, по вашему мнению, формироваться блок для участия в выборах президента?

— Осознания цели и равенства всех партнеров. А наш опыт таков, что членов нашей партии забрали в другие фракции, — какое же это равенство?

— Как, по вашему мнению, президентская кампания отразится на работе Кабинета Виктора Януковича?

— Задача каждого правительства — работать над реализацией государственной политики. Как бы там выборы ни проходили, — жизнь же не должна останавливаться, люди ждут повышения пенсий, повышения заработной платы работникам бюджетной сферы и т.д. Катастрофическое положение в АПК, — а я не слышу, чтобы кто-то бил тревогу. Мы сегодня должны собрать все силы, купить, за бюджетные деньги в том числе, хлеб в резерв — 2-3 миллиона тонн, чтобы нормально пережить следующую зиму... Поэтому парламент и правительство уже в ближайшее время должны принять решение о закупке зерна нового урожая.

— В президентском послании говорится, в частности, о том, что, дабы способствовать формированию мощных общенациональных партий, необходимо в процессе политреформы законодательно предусмотреть новые требования к партиям, особенно в отношении условий их регистрации, контроля за финансовыми поступлениями, государственной поддержки. Что вы думаете по этому поводу?

— Не нужно ежегодно менять законодательство, — оно должно работать, наша задача — следить за его соблюдением. Вообще, создать и развивать партию — это, скажем так, хлопотное дело. Это очень сложный, причем «живой», механизм — это аппарат, штат, программа, работа с избирателями, с партийцами и т.п. Это, я вам скажу, «страна в миниатюре», крупнейшее «предприятие», которым надо заниматься каждый день, вникать в проблемы людей, решать их по мере возможности. И не так просто это все делается. Для меня в моей работе партия — это вопрос номер один. Конечно, пройти, допустим, в Верховную Раду командой — сложнее, чем в одиночку по мажоритарному округу. Но сегодня мы рады, что НДП удалось стать частью стабилизирующего центра украинского политикума.

— Недавно в нашей газете вышла тематическая полоса, посвященная проблемам малых городов — ряд интервью с мэрами таких городов, которые, в частности, говорят о проблемах с распределением средств, нарекают на то, что Бюджетный кодекс и закон о местном самоуправлении не работают и т.п. Я знаю, что вы вплотную занимаетесь программой развития малых и средних городов, в том числе и вопросами финансирования, — что вы можете сказать на этот счет?

— Спасибо за вопрос. Я хотел бы, чтобы предложения героев ваших интервью попали в наш комитет или ко мне лично. Я не удовлетворен тем проектом соответствующего закона, который разработало и подало Минэкономики, — но его нужно принять в первом чтении, чтобы он перешел в собственность Верховной Рады, и мы получили бы возможность при участии мэров малых городов подготовить вариант, который удовлетворил бы все стороны — и правительство, и парламент, а главное — каждого жителя таких городов, которые сегодня прозябают. Приведу такой пример: на одном из этажей во дворце «Украина» висит четыре гобелена — «Киев», «Глухов», «Чигирин», «Батурин», — наши гетманские столицы. Киев сегодня живет и развивается, а остальные? Мы не должны допустить их разрушения — как и многих других наших городов, должны создать им условия для развития.

Беседовала Марьяна ОЛЕЙНИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ