Не исключено, что провал голосования за Закон о выборах 17 апреля знаменует собой новый этап в развитии украинской политической интриги. Хотелось бы, конечно, чтобы этот этап не был столь уж значимым, поскольку провал закона может означать провал политической реформы или, что еще хуже, подтолкнет Президента к реализации этой реформы непарламентским путем.
Сейчас много говорят о том, что же произошло в сессионном зале. Наибольшая интрига разворачивается вокруг позиции Президента и премьера.
Президент, как известно, выступил против этого закона. Причем на его стороне железный аргумент — зачем принимать закон о выборах неизвестно чего? Действительно, пока неясно, будет ли это закон о выборах ВР, Государственного Собрания или Палаты Регионов. С другой стороны, оппоненты полагают, что принятие пропорционального закона показало бы, насколько власть действительно готова к диалогу во имя политической реформы. Поведение главы государства пока говорит о том, что он желает играть на обеих сторонах доски.
Премьер якобы пообещал дать за закон подконтрольные ему голоса большинства, но не дал. Не всегда сдержанный Ю. Луценко даже позволил себе сказать, что власть считает оппозицию «быдлом». Впрочем, он традиционно не заметил того, что власть «мае рацию» — а как еще назвать людей, которые не стесняются продемонстрировать всей стране, что они, будучи народными депутатами, не умеют читать? Правда, толстый том президентского послания нельзя назвать легким чтением…
Так что же на самом деле произошло 17 апреля? Анализ результатов голосования показывает вещи просто удивительные. Итак, за закон проголосовало 217 депутатов, против — 10, воздержались — 2. Еще 194 депутата не голосовали. Таким образом, для принятия закона не хватило всего 9 голосов. Только факты:
1. Закон поддержали фракции тройки — коммунисты (60 из 60), БЮТовцы (17, 1 отсутствовал), социалисты (19, 1 воздержался). В целом они недодали всего 2 голоса.
2. За закон проголосовали 5 внефракционных депутатов, а также — два члена «Демократического выбора», два — «Европейского выбора», пять — НДП. Поддержка этих депутатов (кроме, может, НДП) вряд ли была в достаточной степени предсказуема, но оказала сильное воздействие на общий результат — без них «дефицит» составил бы 23 голоса.
3. За закон проголосовало 14 (при двух воздержавшихся) членов фракции АПУ. Следует отметить, что члены этой фракции традиционно прислушиваются к мнению премьера. Таким образом: а) не могло быть договоренности, при которой премьер пообещал бы оппозиции голоса «регионалов»; б) если и была договоренность о поддержке закона частью большинства, то она была в основном выполнена.
4. За закон проголосовали 93 члена «Нашей Украины», не проголосовали — 9 (!). Причем голосов против не было. Те самые девять депутатов, которые должны были определить результат голосования — оказались нашеукраинцами. Вывод — если бы В. Ющенко поменьше рассказывал о том, как он заинтересован в пропорциональном законе, а побольше работал бы с фракцией и уделял внимание элементарной политической дисциплине, то на сегодня мы бы имели пропорциональный закон о выборах. Напомню, что это не первый случай, когда несогласованные действия «Нашей Украины» определяют провал голосования — ведь в начале работы этого состава ВР оппозиция могла бы избрать свое руководства парламента, но Ющенко не смог… Или не захотел?
В общем, можно сделать определенный вывод: неправда, что у нас все делается через… Ну, в общем, неправильно. Наши депутаты вполне в состоянии делать высокоточные политические операции. Правда — с неизбежным летальным исходом…