Задела за живое талантливо аргументированная статья Галины Александровой из Мариуполя «Неукраинские антигерои» («День», №23) . Редакция напечатала ее под рубрикой «Субъективка», но автор (на взгляд мой и моих собеседников) показала образец соответствия сознания объективной действительности. Тогда как «субъективизм» — мировоззренческая позиция, которая в той или иной мере отрицает объективный подход к действительности. То, о чем написала Г. Александрова, — засилье монументальной и массовой пропаганды коммунизма, который на наших глазах с треском провалился, засилье повсеместное, которое вызывает удивление, омерзение и отвращение даже у тех, кто еще в прошлом году пел «Интернационал» и носил цветы к памятникам идолов. Поэтому объективная реальность такова, что большинство людей согласны (я в этом убедился) с выводом статьи: «Имена ненаших антигероев — не местного значения, они направлены против государства, против всей Украины, и... они должны сниматься по указанию из Киева, от имени Украинского государства».
Указания из Киева?! Их нет, а местные руководители боятся издавать распоряжения, чтобы не попасть под огонь экстремистов. Вот и существуют до сих пор и в райцентрах, и в селах тысячи табличек с именами не только Ленина, Дзержинского, но и Карла Либкнехта и Розы Люксембург. А что Киев? Здесь памятников бывшим «профессиональным революционерам» — хоть пруд пруди. Например, Печерск, где я проживаю, до сих пор насыщен антиукраинской символикой.
Вот, например, одна из самых длинных улиц — Январского восстания. По ней проходят в праздники к Лавре, памятнику Славы и Музею Великой Отечественной войны сотни тысяч киевлян и иностранцев.
— Папа, папа, а почему улица так называется? Может, здесь хорошо кого-то секли? — спросила девочка отца. Тот посмотрел на меня. Я давно об этой улице знаю, кажется, больше, чем нужно. Но листаю справочник «Киев», изданный на украинском и русском языках в 1985 году Главной редакцией УРЕ, патриархом которой был Николай Бажан. В нем: «Январского восстания улица... между площадями Героев Арсенала и Героев Великой Отечественной войны. Названа в 1919-м в честь Январского вооруженного восстания 1918 г. Во времена Киевской Руси была дорогой (так наз. Длинная Нива), которая соединяла Печерск со старым городом. В этой местности лежало село Берестово с загородным дворцом киевских князей, монастыри Печерский и Никольский... В конце ХVII в. здесь под руководством гетмана Ивана Самойловича стали сооружать Старую Печерскую крепость».
Сегодня третий год нового тысячелетия, а антиукраинские символы и до сих пор разрушают человеческие души. Сколько еще миллионов ног протопталось по этой улице так называемого «Январского восстания» и сколько душ разрушено, потому что это было не восстание, а вооруженное выступление арсенальцев, почти стопроцентно отправленных на завод из России (я не против России, сохрани Бог!), выступление в поддержку посланных Лениным головорезов Муравьева, который залил кровью Киев. Восстание — это, по словарям, высшая форма народного протеста против гнета над ним. Центральная Рада ничего еще не успела в этом плане сделать, а наоборот — распускала солдат, чтобы шли «делить десятины». Муравьев шел войной, большевики-арсенальцы — ему на помощь. Это с их стороны была война против молодого украинского государства. (Кстати, в литературе и на мемориальных досках это «восстание» именовалось «вооруженным»). Поэтому пусть хотя бы дети, которые уже выросли за 11 лет независимости, знают правду. Но неправды еще много. Может кому-то выгодно правду не открывать, держать за каменной стеной и даже колючей проволокой. Так, как и со звездами: зажигают, когда выгодно, и «гасят», когда невыгодно.
В справочнике также названа «Ипсиланти усадьба». Смотрю на букву «И»: «Памятник архитектуры ХVIII в. (ныне жилой дом по ул. Январского восстания, № 6). Дом построен в стиле классицизма для коменданта Печерской крепости Вигеля. В 1807— 1816 гг. в доме жил с семьей Константинос Ипсиланти (1760— 1816) — господарь Молдовы и Валахии, участник греческого антитурецкого освободительного движения. Умер в Киеве, был похоронен в Георгиевский церкви, в 30-х годах ХХ века прах Ипсиланти с надгробьем перенесен в Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Подвигом Ипсиланти восхищался Пушкин. Француз де Легард после посещения Киева описал в мемуарах подвижническую жизнь Ипсиланти. Эти сюжеты использовал писатель Дюма для романа «Граф Монте-Кристо». С 1863 г. в усадьбе находилась Лаврская иконописная мастерская. Переулок с тыльной стороны усадьбы назван Ипсилантиевским (ныне — ул. Аистова)».
Такая странная метаморфоза (спасибо тем цензорам, которые и тогда умели не заслонять солнце правды) очень заинтересовала.
Что же такое «улица Аистова»? В справочнике: «Быв. Ипсилантиевский пер., названный в честь раб-его киев. з-да «Арсенал», который погиб в бою во время вооруженного восстания... Ул. известна с конца ХVIII в. как Аароновский пер. В конце 1869 г. переименована в Ипсилантиевский пер. в честь одного из руководителей нац. войны в Греции против турецкого господства К. Ипсиланти, который жил (1807—1816) и умер в Киеве... Современное название — с 1938 года».
Задумайтесь, дорогие читатели и чиновники (среди которых мало кто читает прессу), почему же имя одного из всемирно известных героев, которое венчало переулок-улицу почти полвека при царях и два десятилетия после них, было репрессировано в кровавом сталинском 1938-м? Это ли имя попало в список «врагов народа»? Невежество, которое процветает и до сих пор. Кто такой Ипсиланти? — спрашивают, удивляясь, в Киевсовете. А кто такой Аистов? Погиб. Но, может, были арсенальцы, которые погибли более героически, однако их имена не увековечены. Загадку тоталитарной эпохи не смогут, по- видимому, разгадать и следующие поколения. До 1940 года рядом с бывшим Ипсилантиевским переулком сообщала о себе улица Левандовского (по справочнику: воспитанник киев. академии, писатель-просветитель, протоиерей Софийского собора). И вдруг она становится улицей Анищенко — «раб-го з-да «Арсенал», который погиб во время Январского восстания 1918 г.»
Интересно, что в справочнике о том восстании говорится: «Вооруженное выступление рабочих и солдат Киева против контрреволюционной Центральной Рады... Контрреволюционная бурж.-националистическая организация, созданная в Киеве 3—4 (16—17) марта 1917 г. Большинство в Ц.Р. составляли представители националистических партий — Укр. партии социалистов-революционеров, Укр. социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-федералистов... захватила власть и объявила себя верховным органом на Украине» (стр. 697).
Логика, как видим, странная. В этом только немного правды, но поймите: если бы ее было больше, издание не увидело бы свет. А правда такая: все партии соц.-революционные и «захватили власть» за полгода до того, как это сделали большевики в Петрограде, и старались (хотя и не последовательно), чтобы служила она интересам всего народа Украины.
Так против кого же было направлено «вооруженное выступление», названное «Январским восстанием» и увековеченное в имени одной из самых старых и самых длинных улиц, которая и до сих пор выстреливает в душе украинцев всех этносов?
Таких исторических издевательств над историей и человеческими душами в Киеве множество. Очень верно пишет Г. Александрова, что именно с Киева нужно начинать, но я убедился, что до сих пор живо колючее выражение Тараса: «Оглухли, не чують, кайданами міняются, правдою торгують».
Грядет двенадцатая годовщина независимости Украины. Нужен Указ Президента, в котором должен быть пункт об ускоренном упорядочивании монументальной пропаганды. Одним из первых декретов Ленина, вспомните, был декрет «О монументальной пропаганде», установлении памятников выдающимся деятелям мирового возрождения, в перечень которых попали Сковорода и Шевченко. Россия тогда была во тьме, но средств на монументы ее вождь не жалел. Мы же сегодня цинично медлим с заменой табличек, которые являются не меньшей монументальной пропагандой, потому что говорят (и даже обновляются, как на ул. Январского восстания!) с огромных монументальных зданий.