Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Болезни, рецепты, авансы

16 апреля, 2003 - 00:00

Вчера в парламенте был аншлаг. Президент Украины Леонид Кучма представил парламентариям свое ежегодное послание к Верховной Раде, которое на этот раз называется «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2002 году». При этом присутствовали: Кабинет Министров практически в полном составе во главе с премьером Виктором Януковичем, руководители силовых ведомств, секретарь СНБОУ Евгений Марчук, Генпрокурор Святослав Пискун, главы Нацбанка, Счетной палаты, Центризбиркома, областных и городских советов, представители дипломатического корпуса, большое количество журналистов.

АНТУРАЖ

Оппозиция заранее настроилась на агрессию: сразу после появления главы государства в сессионном зале несколько членов фракций СПУ и КПУ демонстративно вернули ему розданные депутатам накануне объемные экземпляры текста послания. (Инициатором акции наблюдатели считали известного своим стремлением систематически эпатировать публику социалиста Юрия Луценко). Получилось почти как в известной поговорке: «Я эту книгу не читал (вряд ли демонстранты за одну ночь проштудировали толстенный том! — Авт. ), но она мне не нравится...». Впрочем, этот инцидент молниеносно нейтрализовали представители фракции «Регионы Украины», быстро прибрав к рукам то, от чего отказалась оппозиция. Однако оппоненты Президента не угомонились, время от времени реагируя на некоторые его утверждения оскорбительными возгласами. Леонид Кучма в свою очередь проявил выдержку, игнорируя подобные препятствия. Однако большую часть двадцатиминутного доклада Президента депутаты слушали внимательно.

Послание Президента, представленное им в соответствии со статьей 106 Конституции Верховной Раде, содержит два раздела — «Общественно-политическое развитие страны. Стратегия политической реформы» и «Итоги социально-экономического развития Украины в 2002 году и задачи на 2003 год», шесть тематических докладов по наиболее актуальным вопросам государственной политики, в частности «Приоритеты технологического развития Украины», «Демографическая ситуация в Украине», «Украина — ВТО: механизмы и социально- экономические результаты сотрудничества», «Евроатлантическая интеграция Украины», а также статистические данные.

ВЛАСТЬ

В своем выступлении Леонид Кучма, вопреки собственной традиции критиковать высший законодательный орган, выдал ему несколько авансов. «Нынешнее послание Президента произносится перед качественно новым парламентом, — сказал глава государства. — Именно нынешний состав Верховной Рады впервые, хотя, к сожалению, в отсутствие соответствующих конституционных основ, предпринял попытку отойти от контрпродуктивного неполитического принципа формирования Кабинета Министров и создал коалиционное правительство, взяв на себя ответственность за его деятельность и за положение дел в государстве. Поэтому 2002 год стал практически началом реформы политической системы». «Исхожу из того, что не только в обществе, но и в парламенте существует конструктивная атмосфера, глубокая убежденность в объективной необходимости осуществления принципиальных системных преобразований для укрепления действенности власти», — отметил также Президент. Парламентские слушания по вопросу политической реформы, состоявшиеся на прошлой неделе, подтвердили, по мнению Леонида Кучмы, близость позиций по ключевым вопросам предложенного им проекта изменений в Основной Закон. (Оппозиционная часть зала позволила себе не согласиться с этим тезисом). Что же касается предложения о двухпалатности парламента, вызвавшего самые жаркие споры, то глава государства объяснил его, в частности, «недостаточной зрелостью политических партий, которым будет передана функция формирования не только законодательной, но и исполнительной власти» и необходимостью улучшать качество законотворческого процесса. «Двухпалатный парламент — это балансирующий механизм и в этом направлении», — отметил Президент. Он также не исключил возможности перехода к двухпалатной системе после проведения в 2006— 2010 годах административно-территориальной реформы, что можно было бы предусмотреть переходными положениями Конституции.

Бурно отреагировала оппозиция и на призыв Президента согласиться с тем, что «плебисциты с результатами прямого действия — высшая форма народовластия», а значит, «следует более четко отработать механизмы прямого действия всенародного референдума относительно изменений в Конституцию, учитывая при этом мировой опыт и демократические стандарты».

«Считаю необходимым поиск компромиссов по этим и другим вопросам, — заявил Леонид Кучма, — но хочу еще раз отметить: соответствующие изменения и дополнения необходимо внести до конца 2004 года, реализовав формулу: новоизбранный президент — новая политическая система... Поэтому с верой в мудрость собственного народа сначала прислушайтесь к его голосу, а потом уж во властных стенах продолжим работу, на которую он нас благословит».

Призвав весь отечественный политикум — в том числе и парламентскую оппозицию — к активизации политического диалога по этим вопросам, Президент высказал убежденность, что подобный диалог «будет содействовать не только политической стабилизации, но и формированию новой, более широкой коалиции политических сил». Он также заметил, что «с удовольствием» ознакомился с текстом меморандума, подписанного вчера лидерами КПУ, СПУ, БЮТ и «Нашей Украины» (меморандум единства, в соответствии с которым «четверка» предлагает сохранить сроки полномочий президента и парламента, однопалатный парламент и тому подобное, однако перейти к пропорциональной избирательной системе. — Ред. ). «Оставляя некоторые оценки на совести авторов, хочу отметить две, на мой взгляд, важнейшие вещи: несмотря на все противоречия, приятно поразила конструктивность подхода к предложенным изменениям, — с ироническими, как показалось, нотками в голосе продолжал Л. Кучма, — ведь в меморандуме в подавляющем большинстве поддержаны предложения Президента». Учитывая это, глава государства предложил парламентским партиям и правительству прийти к согласию по вопросам политической реформы за «круглым столом», в котором также выявил желание участвовать.

ДЕНЬГИ

К достижениям отечественной экономики Президент отнес «по существу, самые высокие на европейском континенте» темпы экономического роста, ощутимую активизацию инвестиционного процесса, увеличение (за три последних года — на 39,7%) реальной заработной платы, сохранение тенденции к увеличению украинского экспорта, уменьшение объемов государственного долга Украины, стабильность национальной денежной единицы. В то же время Украине необходимо еще очень многое сделать, считает Президент, чтобы окончательно преодолеть последствия экономического кризиса, особенно в вопросах социальной сферы, жизненного уровня населения.

В принципиальной коррекции нуждается, по мнению главы государства, экономическая политика, которая должна быть сконцентрирована на главном — применении механизмов структурно-инновационного обновления экономики.

О чем Президент говорил почти как оппозиционный политик, так это о тенизации. «Эта тотальная «болезнь» охватила уже и неэкономические органы нашего общества», — подчеркнул Леонид Кучма. Существует, по его словам, теневой политический и социальный рынок, теневой лоббизм, не все хорошо и в науке, образовании, медицине. Причина, по мнению Президента, известна: кроме наследия двойной морали старой системы, псевдорыночный налоговый пресс практически выдавливает предпринимателя в тень. «Сколько еще раз в ежегодном президентском послании нужно повторять просьбу к парламенту и правительству вывести государство из состояния налогового абсурда?» — спросил у слушателей Президент.

Касаясь внешней политики госуд арства, Л. Кучма отметил, что, в соответствии с задачами, определенными прошлогодним посланием «Европейский выбор», за это время существенно активизировалась евроинтеграционная политика Украины. «2002 год войдет в историю как год провозглашения намерения Украины вступить в НАТО, — подчеркнул Президент. — Хочу отметить: это намерение будет подкреплено усилением целеустремленной организационной и политической активности в этом направлении». Речь идет также и о вступлении во Всемирную торговую организацию — не позже, чем в следующем году. Глава государства рассматривает этот шаг как «одну из решающих предпосылок создания в перспективе зоны свободной торговли между нашей страной и Европейским Союзом».

С другой стороны, председательство в СНГ дает, считает Президент, возможности для усиления влияния Украины на формирование на принципах ВТО зоны свободной торговли на постсоветском пространстве, что будет содействовать интенсификации хозяйственных отношений, обмену капиталами, товарами, услугами, рабочей силой.

Особую значимость для Украины имеет, по словам Президента, и развитие конструктивного диалога с Соединенными Штатами Америки. Глава государства также считает, что Украина нашла достойный ответ на такой непростой вызов, которым стал для всего мира иракский кризис. «Выполняя свой долг, украинские военные в числе первых были готовы прийти на помощь мирному населению в случае применения оружия массового уничтожения, — сказал Президент. — Это было нашим общим решением. В этом — признак нашей цивилизованности, приверженности общемировым ценностям, хотя это был очень и очень нелегкий шаг для каждого из нас. Дело не только в том, что тяжело быть с краю международной политики, находясь в одном из ее эпицентров. Перефразируя известного политика, нужно понимать, что жить в глобализированном мире и быть свободным от него — невозможно».

В заключение Президент пообещал парламентариям со своей стороны сделать все, чтобы следующие выборы нового главы государства прошли цивилизовано, на демократической основе, в полном соответствии с действующим законодательством.

КОММЕНТАРИИ

Леонид КРАВЧУК, фракция СДПУ(О):

— Относиться к президентскому посланию каждый раз как к чему-то новому не стоит. Проблемы у нас из года в год те же самые. Следует только расставить акценты. Самые «болевые точки» сегодняшнего дня в послании отмечены, обоснованы их решения. У нас есть возможности достичь компромисса по ключевым вопросам, в том числе политической реформы. Следует только организационно пойти на то, чтобы начать работу по ее воплощению в жизнь. Пока что работа не ведется. Президент представил свой проект и ждет обсуждения. Потом он представит уже завершенный проект на основе обсуждения. Но ведь и Верховная Рада должна работать. Я думаю, что основная задержка в том, что не работает конституционная комиссия Верховной Рады. Она должна проявлять больше активности, из всех проектов выбирать лучшее, формулировать, договариваться, и, возможно, где-то в июне месяце вынести на голосование в Верховной Раде свой проект закона о политической реформе.

Юрий КОСТЕНКО, фракция «Наша Украина»:

— Вопрос о проведении политической реформы заключается в желании делать то, что декларировал Президент. Идея «круглого стола» по поводу политической реформы является полезной. Консультируясь в пределах оппозиции, мы вышли на необходимость его проведения при участии в первую очередь Президента, Верховной Рады, Кабинета Министров. Что касается вопросов внешнеполитического курса, на днях я имел разговор об этом с премьер-министром Виктором Януковичем. Господин Янукович, как известно, провел несколько европейских турне, где говорил о желании Украины интегрироваться в Европу. С другой стороны, Президент Леонид Кучма сделал несколько турне на восток, говоря об укреплении наших политических и экономических связей в пределах СНГ. Я спросил у премьера о том, где же приоритет в нашей внешнеполитической доктрине. Ответ был приблизительно такой: мы европейское государство, и у нас приоритеты европейские. Но мы должны работать и в рамках СНГ. Я согласен с тем, что мы должны действительно развивать отношения со всеми нашими соседями, и особенно с Россией. Но должна быть какая-то последовательная политика. Потому что наши западные партнеры не ощущают последовательности. Это приводит к тому, что мы теряем потенциальных инвесторов. Что касается проблем, поднятых в экономической части послания, они действительно актуальны. Однако все они могут быть эффективно решены только тогда, когда правительство и парламентское большинство будут знать, что они будут работать не полгода или год, а хотя бы несколько лет.

Георгий КРЮЧКОВ, фракция КПУ:

— В стане оппозиции в отношении поднятых проблем, в частности — политической реформы, есть разные мнения. Скажем, я не воспринимаю позицию так называемого «фаворита» президентской гонки, который считает, что нужно сначала президентские выборы провести, а потом реформу. Я понимаю, что человек хочет получить власть и не видит смысла ее преждевременно лишится. Но не вся оппозиция так настроена. Наша фракция и социалисты настроены на то, чтобы действительно провести реформу и действительно преобразовать Украину в парламентско-президентскую республику. Будет воля — будет результат. А что касается идеи референдума с прямым действием, я считаю это демагогией.

Владимир СОНЮК, «День»
Марьяна ОЛЕЙНИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ