Пока главы внешнеполитических ведомств разных стран пытаются собрать и склеить осколки международной системы безопасности, существовавшей после Второй мировой войны, миллионы телезрителей загипнотизированно смотрят фронтовую хронику из Ирака. Многие уже начинают понимать, что в мире начался новый передел политического и экономического влияния. Создаваемая структура рано или поздно закрепится в виде новых глобальных соглашений. И чтобы понять, какое место займет в них Украина, следует получше посмотреть на себя в зеркало экономики.
ПРОШЕДШАЯ ЭПОХА
Дипломаты долго оберегали психику людей от фактора, который был определяющим при ее формирования на протяжении тысячелетий. Более пятидесяти лет развития гуманизма и демократии на нейтральной полосе между двух ядерных кулаков родили иллюзию, что мирными переговорами можно решить любой спорный вопрос.
Однако верх взяло другое историческое правило — договор не действителен, если он не подкреплен реальной силой. Последовательное нарушение целого ряда международных соглашений, касающихся баланса вооружений, а позже и война, инициированная одним из влиятельных государств, подтвердили старую истину.
А так как любая из разновидностей силы базируется на экономическом состоянии государства, то Украине самое время уже завтра придется отстаивать свое место под солнцем. Потому как на планете начался новый этап геополитического взвешивания.
ВЫЗОВЫ ДЛЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Общеизвестно, что нынешний высокий уровень жизни в ряде стран базируется не в последнюю очередь на глобальной системе долгов. Доходы в десятки и сотни тысяч долларов возможны только благодаря тому, что банки, корпорации и правительства доверяют друг другу миллиардные суммы под ничтожный процент на десятки лет.
Вместе с тем, мина, заложенная под всю систему, уже начала свой обратный отсчет. Развитый фондовый и долговой рынки могут существовать только в ситуации международной политической стабильности. И даже небольшой военный или политический конфликт способен заставить бизнес паниковать. Отчего у крупных игроков может пропасть желание одалживать друг другу деньги на двадцать и более лет — а это снижение темпов роста экономик целых континентов на годы.
Послевоенная история знает несколько случаев стагнации. И каждый раз причиной упадка служили относительно незначительные вещи — нефтяной кризис, череда дефолтов или неумело проведенные реформы.
А потому современные финансисты неплохо знают, как сберечь средства в период непродолжительного спада. Однако никто, никто из нынешних банкиров не знает, как вести дела в условиях войны или глобальной политической напряженности.
До начала боев в Ираке главным органом, удерживающим государства от выяснения отношений при помощи силы, был Совет Безопасности ООН. Сегодня, как всем известно, влиятельность этого учреждения уже в прошлом. А значит, мировая экономика лишилась своей главной опоры — гарантии отсутствия крупных войн. Ведь пример «самосуда» в Персидском заливе обязательно найдет своих последователей уже в обозримом будущем.
Кроме того, СБ ООН потерял и еще одну из своих основополагающих функций — возможность снижения интенсивности боевых действий в тех вооруженных конфликтах, которые все же начались. Другими словами, будущие войны государства смогут вести годами и до победного конца, что увеличивает опасность втягивания в конфликт соседних государств.
ПЛЮСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АВТОНОМИИ
Приведенные выше факты позволяют по-новому посмотреть на экономику Украины и на те направления, которые ранее принято было считать приоритетными. Например, если еще пару месяцев назад относительную закрытость финансовых и товарных рынков страны следовало считать недостатком, то сегодня многие примеры госрегулирования выглядят вполне уместными.
Одновременно, если взглянуть на ключевые отрасли с точки зрения увеличившихся военно-политических рисков, то собственные нерентабельные шахты начинают выглядеть куда привлекательнее, например, акций более доходных зарубежных угледобывающих компаний или договоров на поставку дешевых энергоносителей из-за границы.
Следовательно, сегодня перед государственными экономистами появляется задача скорее не максимальной интеграции в мировое хозяйство, которое в любой момент может оказаться парализовано, а укрепления относительной экономической автономности страны.
Ведь зависимость от кого бы то ни было, может подтолкнуть к принятию опрометчивого решения при вхождении в будущие военно-политические коалиции.
УКРАИНА: ВАРИАНТЫ И ПРИМЕРЫ
Придумывать новые способы и принципы отношения к экономике в изменившихся условиях нет смысла, достаточно отобрать из существующего инструментария подходящие модели. Например, есть смысл больше уделить внимания сохранению отраслевого разнообразия. Для современной промышленности важно наличие очень широкого перечня сырья и технологий.
И если две африканские страны, поставляющие на мировой рынок 80% какого-то редкого металла, начнут многомесячную войну, то большие проблемы возникнут у самых разных производителей в других государствах.
Одновременно сегодня нет гарантии, что в обозримом будущем любая из стран — поставщиков Украины не введет санкции против нас, или же мы, под давлением или в силу коалиционных обязательств, не прекратим отношений с партнером.
Сегодня доля производства сырья и полуфабрикатов в совокупном производстве страны все еще недопустимо высока. Следовательно, ранее проводимая политика развития перерабатывающих отраслей в данный момент должна быть дополнена требованием увеличения перечня производимой продукции.
Период глобальной неопределенности — вряд ли подходящее время для утверждения новомодных экономических концепций. Скорее есть смысл, проводя почти персональную работу с каждым крупным предприятием, находить максимально подходящие пути его развития. Непонимания со стороны западных инвесторов опасаться не стоит — в ситуации воцарившейся политической напряженности страны с переходной экономикой раза в два дальше от западных денег, чем еще месяц назад. Тот факт, что любая война в мире заставляет большие деньги искать убежища в США, известен давно.
В Украине уже были примеры грамотной поддержки отраслей и предприятий. Все отлично помнят эксперимент в ГМК, который позволил отечественной черной металлургии встать на ноги. Понятно, что под политическим нажимом стран-конкурентов эксперимент был прекращен, но все же ценный опыт остался.
Как действующий же пример бережного отношения к специфическим производителям можно привести систему специального энерготарифообразования для Запорожского производственного алюминиевого комбината и Запорожского титано-магниевого комбината. Суть решения заключается в привязке цены тока для заводов к стоимости их продукции на лондонской бирже металлов. Известно, что цветная металлургия не столь развита в Украине, как хотелось бы. Многие перспективные комбинаты отрасли все еще остаются в чертежах. Другие, существующие — прозябают в почти законсервированном состоянии. И тем не менее, факт персонального подхода к ЗАЛКу и ЗТМК вызвал нарекания на отсутствие справедливости: всех нужно уравнять, не обращая внимания на специфику и уникальность производств. Да, еще вчера данный тезис мог быть поводом для неторопливой макроэкономической дискуссии. Однако сейчас страна должна четко знать, из чего она через полгода будет делать самолеты, автомобильные и реактивные двигатели.
Кроме того, алюминий и титан являются теми веществами, из которых и будет состоять будущее, в прямом смысле слова. Напомним, что не так давно в США совершенно случайно был открыт новый способ получения металлического титана, который позволяет снизить себестоимость продукции в более чем пять раз. Уже работает опытно- промышленная установка, использующая прогрессивную технологию.
Украина не выплавляет титан в больших объемах, однако на ЗТМК в значительных объемах производят сырье для получения «космического металла». Таким образом, ЗТМК сегодня нельзя рассматривать просто как завод — это уникальный поставщик для всего машиностроения Украины. В том же контексте нужно смотреть и на ЗАЛК. Из чего поднимающееся авиастроение Украины завтра будет делать самолеты, если у единственного алюминиевого завода страны возникнут проблемы, и он не сможет вкладывать нужное количество средств в расширение перечня выпускаемой продукции? Если посмотреть на проблему с этой точки зрения, то нынешний энерготариф для ЗАЛКа и ЗТМК — это будущая обеспеченность сырьем авиакосмической промышленности Украины и смежных отраслей.
Хотим мы того или нет, но время поставило перед страной новые задачи. И решить их не так сложно, если вместо навязывания стандартных шаблонов рыночного фундаментализма всем подряд, попытаться найти к каждой отрасли свой подход, приносящий максимальную эффективность для всей экономики государства.