Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Икебана возле тына

4 марта, 2003 - 00:00

Икенобо — старейшая из школ икебаны, основанная в середине XV века монахами храма Роккакудо близ Киото. Цветочные композиции изначально создавались для того, чтобы ставить их к статуям Будды и боддисатв, — так возник стиль «рикка», самый «заформализированный» и пышный. Композиции «рикка» состоят из семи или девяти основных частей, каждая из которых имеет сложную религиозно-философскую подоплеку, и символизируют мифическую гору Симеру — центр буддистской Вселенной.

Представленная на выставке икебана профессора Ямада Мидори выполнена в стиле «рикка симпутай», или «новая рикка». Как и подобает работе сэнсея, композиция может служить учебным пособием для начинающих, заключая в себе все классические черты как школы Икенобо в целом, так и стиля «рикка»: использованы цветы, соответствующие времени года (тюльпаны); полураспустившиеся бутоны символизируют загадку и обновление; согнутые как бы под порывом ветра сухие ветви и слегка привядшие листики туи — естественность и силы природы. Направленный прямо на зрителя стебель стрелиции, увенчанный огромным экзотическим цветком, похожим на раскрытую пасть доисторического чудовища, придает композиции экспрессии и, пожалуй, даже агрессии, сглаженной контрастом с забавными пушистыми желтенькими шариками-цветочками в левой части икебаны.

В XVIII веке возник стиль «сёка» — значительно упрощенный по сравнению с пышной риккой и основанный на принципе триединства мира. Три основных компонента композиций «сёка», предназначенных обычно для установки в нише-токонома (обязательном элементе традиционного японского дома) — Небо, Земля и Человек. В этом стиле исполнена композиция киевской ученицы школы Икенобо Нелли Бродовской. Три полураспустившихся желтых тюльпана изящно выглядывают друг из-за друга, прикрытые, будто японской ширмой, выразительно выгнутым листом калатеи, чуть изъеденным по краям (снова — принцип естественности, природности). Другая «сёка», созданная единственным мужчиной на этом «Празднике девочек», Сергеем Капрановым, до предела минималистична: три разновысокие ветви, покрытые мелкими розовыми цветочками. Быть может, автор хотел сказать, что Небо, Земля и Человек едины по своей сути?..

Большинство же работ учениц киевского филиала школы Икенобо, выполнены в так называемом вольном стиле, возникшем в середине XX века и завоевавшем популярность во всем мире. «Вольные» работы часто создаются в вазах причудливой формы и могут включать в себя сухие цветы, любые искусственные материалы. Единственное условие — живые растения также обязательны. Как и в любом искусстве, вольный стиль в икебане дает больше простора для самовыражения по сравнению с классическим, чем и воспользовались авторы работ. Внимание публики привлекла композиция Сун Найхан — на керамической подставке стоит чайник, наполненный хризантемами, из которого «вытекает» нитка блестящих бус, проходящих через расположенные по плавной кривой чайные чашки, в каждой из которых — еще по одной хризантеме. По словам автора икебаны, она символизирует собой преемственность идеи чайной церемонии, зародившейся в Китае и получившей развитие в Японии, и показывает «непрерывную связь эпох — как вода, текущая из чашки в чашку». Возможно, символика немного слишком прямолинейна, но уж очень красива и необычна композиция!

Пожалуй, почти все работы киевлянок, выполненные в вольном стиле, несут явный отпечаток украинского национального вкуса. По сравнению со сдержанными и утонченными классическими японскими композициями, их икебаны — яркие, веселые и жизнерадостные. Например, работа Светланы Щербиной, хотя и составленная из вполне экзотических материалов, странным образом приводит на ум классический тын перед сельской хатой с сохнущими на кольях глиняными горшками и выглядывающими головками подсолнухов. Симпатичная икебана Ларисы Южаковой напоминает вазу с цветами, нарисованную ребенком: цветы разных оттенков сиреневого весело торчат врастопырку, как будто небрежно засунутые в круглую вазу. Необычны и «искусственные материалы», выбранные украинками для своих композиций: нанизанные на проволоку кусочки поролона, раскрашенные в желтый и голубой цвета, ярчайшая плетеная из соломки салфетка-подставка…

Из всех эмоций и мыслей, вызванных часовым созерцанием красивых и разных икебан, хочется выделить две. Первое: в Киеве уже наступила весна, пусть пока только календарная. И второе: очень хочется попробовать самой… Пожалуй, моим комнатным растениям угрожает серьезная опасность в ближайшее время лишиться части листьев и цветков.

Марина ЗАМЯТИНА, фото Анатолия МЕДЗИКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ